Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.
В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.
Однако, внутренней сущностью дидактической системы является система управления дидактическим процессом, а не средства его осуществления. Из приведенного определения видно, что основными, исходными характеристиками дидактической системы являются характеристики самого процесса управления, связанные с его внутренней структурой, характером информационных связей, соотношением взаимодействия в системе:
- вид управления процессом;
- характер информационных связей между элементами системы.
Традиционные формы осуществления педагогической деятельности не способствуют формированию субъектности учащихся, более того, они никогда не были ориентированы на это. Следовательно, необходимо раскрывать структуру педагогического процесса, в рамках которого может быть достигнут современный смысл образования.
В настоящее время традиционной и наиболее распространенной временной единицей организации учебной деятельности является урок (другие известные единицы – пара, модуль, время выполнения задания и т.п.).
Существует множество различных характеристик отдельного урока, среди них наиболее существенные: цель урока, его место (назначение) в системе уроков, форма проведения, форма подготовки и др.
В «прежней» деятельности учителя реально выделялось только два ведущих момента: передача информации и тренинг умений. К этим функциям, для их нормального осуществления, добавлялась функция управления поведением. Профессионализм учителя определялся тем, насколько хорошо он осуществлял данные функции. Современный взгляд на структуру педагогической деятельности существенно многообразнее.
На сегодняшний день можно сформулировать ряд общих принципов организации занятий, способствующих созданию образовательных ситуаций:
1) увеличение доли самостоятельной работы учащихся (порядка 70 % учебного времени);
2) обеспечение возможности разноуровнего обучения;
3) множественное создание ситуаций совместной деятельности учащихся и учащихся с учителем;
4) множественное создание ситуаций, требующих от учащихся самостоятельного поиска.
Конечно, это не означает, что должны полностью исчезнуть уроки традиционного типа. Но они должны быть органично вписаны во всю систему уроков.
Даже краткий перечень основных требований к дидактическому процессу показывает с одной стороны, необходимость по возможности максимально подробного планирования учителем своей работы, но с другой стороны, предельно ситуативный характер труда педагога. Противоречие между данными двумя составляющими педагогической деятельности является ее неотъемлимой и принципиально существенной особенностью. В современной педагогической практике данное противоречие особенно явно проявляется в наличии противоречий между заявляемыми учителями конкретными педагогическими целями и смыслом современного образования.
Еще по теме:
Особенности формирования познавательных интересов у детей старшего
дошкольного возраста в условиях предметно-развивающей среды
Проведенный нами анализ исследований по проблеме познавательного интереса показал, что можно выделить несколько направлений определения интереса. Первое направление - аксеологическое. В исследованиях С.П. Манукяна понятие «интерес» рассматривается в значении «польза», «благо», «выгода». Второе напр ...
Составление
номенклатуры и формирование дел
В целях правильного формирования дел общеобразовательного учреждения, обеспечивающего быстрый поиск документов по их содержанию и видам, производится классификация документов. Классификация документов закрепляется в номенклатуре дел – списке наименований дел, заводимых в делопроизводстве общеобразо ...
Формы и методы изучения подраздела «Электротехника» в девятом классе
В педагогике рассматриваются различные типы уроков и различные формы изложения знаний учителем. Различают следующие типы уроков: · урок изучения нового материала; · урок закрепления знаний, умений и навыков; · повторительно-обобщающий урок; · смешанный, или комбинированный урок. Применительно к дан ...
Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.