Ученые объяснили, как образование продлевает жизнь

Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.

Старшая профильная школа: какой она будет

В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.

Развитие вузовской системы образования и участия в ней студентов в России

Образование и педагогика » Развитие вузовской системы образования и участия в ней студентов в России

Страница 6

В высшей школе, по данным Госкомстата России, уровень квалификации работников, выполняющих научные исследования, остается самым высоким в России. Так, в вузах почти 60% от общего числа участвующих в НИР работников имеют ученые степени и звания, а в системе академии наук этот показатель составляет 50%. В вузовском секторе науки работают около 58 тыс. докторов и кандидатов наук, в системе РАН - 48 тысяч. Причем большая часть работников вузов, имеющих ученые степени, - преподаватели, ведущие наряду с педагогической и научную деятельность. На базе мощного научного потенциала вузов Росси, можно и даже необходимо возродить систему конкурсов на лучшую студенческую научную работу. Эти конкурсы можно было бы финансировать по единому заказ-наряду, что, к сожалению, в настоящее время не делается.

Но сегодня есть вопросы, которые необходимо решать самым неотложным образом. Необходимо завершить работу по формированию приоритетов высшей школы. Прежде всего речь идет от фундаментальных и поисковых исследованиях, которые являются основой создания новых обучающих технологий и фундаментализации образования. В 2006 г. на это было направлено более 50% всех средств. Но кроме этого, необходимо ориентировать вузы и их научные учреждения на содержательную сторону деятельности студенческих научных коллективов, определить области продвижения и отставания, и на этой основе выработать тематику исследований на перспективу. Приоритеты должны играть решающую роль при составлении тематических планов вузов, формировании программ и проектов, распределении грантов.

Необходимо разобраться, какие приоритеты необходимо будем финансировать в программах. Задача состоит не столько в укрупнении программ, а в концентрации финансовых и интеллектуальных ресурсов на наиболее важных направлениях научных исследований, определяющих лицо высшей школы и ее стратегические интересы.

Возможным, и даже необходимым является введение контрактной системы в студенческую научную деятельность. Иными словами, со студентом заключается договор, который финансируется из заказа-наряда. Это позволит повысить ответственность студентов за выполняемый ими тот или иной научный проект и стимулировать его материально. Пока что, такой практики еще нет, за редким исключением. И по всей видимости придется разрабатывать специальную для студентов контрактную систему. За основу можно взять систему, вводимую в ГКНТ, т.е. определение и постановка задачи исследования, объявление конкурса, экспертиза и отбор лучших научных студенческих проектов по важнейшим проблемам и оформление специальными документами договорных отношений со студентом. Но проблема эта сложная и требует большой проработки.

Опираясь на систему приоритетов, на оценку состояния отдельных научных подразделений со студентами и их возможности участвовать в исследованиях по приоритетным направлениям, необходимо довести до разумного конца работу по совершенствованию сети научных учреждений. Это означает в нашем понимании выбор, корректировку фронта исследований и правильную расстановку акцентов в направлениях исследований, поиск новых форм организации работы со студентами.

При этом безусловно должна быть решена существующая в наших вузах и научных учреждениях "проблема студенческого балласта". " Студенческий балласт" отвлекает средства, деморализуя учащихся и разлагая обстановку в студенческих группах. Это вовсе не означает массового отчисления студентов. Речь идет о своеобразном "сжатии" студенческой научной среды до нового качественного состояния. Чрезвычайно важно сохранить качественную научную среду, и начинать необходимо со студенческих научных коллективов. Без этого не может быть эффективно развивающейся науки. Нет более важной проблемы, чем проблема привлечения талантливой молодежи к научному поиску. Необходимо разработать целостную, аргументированную, экономически и научно обоснованную систему мер по селекции талантов, проведя их от школьной скамьи до высших ученых степеней и званий.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Личностно ориентированный подход в работе учителя по формированию у младших школьников мотивации учения
В начальной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться. Работа п ...

Особенности произношения детей с нарушениями слуха
На основе многолетнего опыта работы в школе I - II вида для глухих и слабослышащих детей г. Таганрога сурдопедагогом А.В.Ивановой были прослежены и обобщены особенности произношения глухих детей. Доказано, что успешное овладение учебной программой в значительной степени зависит от качества произнош ...

Об эффективности Вальдорфского образования
В российских условиях вальдорфские школы существуют менее десяти лет, и старшее звено еще только формируется. Однако в московской школе несколько учеников для пробы сил сдавали в этом году экзамены в другие престижные школы и поступили все. Двое перешли в эти школы. Остальные остались в своей. В об ...

Искусственный интеллект в образовании

Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru