Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.
В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.
1. Вводно-мотивационный этап:
Цели урока:
Образовательная:
- Разработка информационной модели, позволяющей определить, какова будет дневная температура через несколько дней.
- усвоение понятий «тренд», «метод наименьших квадратов», «регрессионная модель».
Развивающая:
- развитие мировоззрения, восприятия, внимания, памяти, мышления.
Воспитательная:
- воспитание познавательного интереса к информатике;
- воспитание активности, самостоятельности и аккуратности в работе.
2. Ядро содержания обучения:
Система основных понятий: ячейка, столбец, строка, диаграмма.
3. Предварительная подготовка учащихся:
Умение учащихся вводить формулы в ячейки табличного процессора MS Excel, знание понятий: ячейка, столбец, диаграмма.
4. Предварительная подготовка учителя:
Изучение методической литературы и учебных пособий. Составление конспекта. Подбор заданий.
5. Дидактические основания урока:
Методы обучения: проблемный, исследовательский, практический.
Тип урока: урок закрепления новых знаний.
Формы учебной работы учащихся: самостоятельная работа.
6. Средства обучения:
Технические и программные: компьютер, табличный процессор MS Excel.
7. План урока:
Организационная часть (2 минуты).
Закрепление знаний и способов действий, решение исследовательской задачи (32 минут).
Подведение итогов (4 минуты).
Информация учащихся о домашнем задании (2 минут).
8. Содержателъно-деятельностный компонент:
Таблица 10. − Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационная часть | |
Учитель приветствует учащихся и просит их присаживаться. |
Учащиеся садятся за парты, сосредотачивают внимание на учителе. |
Подготовка учащихся к основному этапу занятия | |
Учитель называет тему урока и предлагает учащимся записать ее в тетрадь: Метод наименьших квадратов и линия тренда. Сегодня на уроке, ребята, мы познакомимся с методом наименьших квадратов и научимся строить регрессионные модели в среде табличного процессора MS Excel. |
Учащиеся записывают число и тему урока. |
Постанова проблемы исследования | |
Учитель формулирует исследовательскую задачу о школьном кондитерском цехе: Собрать данные о средней дневной температуре за последние 10 дней. Оцените (хотя бы на глаз), годится ли использование линейного тренда для описания характера изменения температуры со временем. Попробуйте путем графической экстраполяции предсказать температуру через 2-5 дней. Кроме того, учитель дает ученикам дневник исследования. |
Учащиеся записывают в тетрадь исследовательскую задачу, вместе с учителем заполняют дневник исследования: объект, предмет, гипотезу. Затем следует этап – создание математической модели. Ученики заполняют остальные ячейки дневника самостоятельно по ходу решения задачи и выполнения эксперимента. |
Фрагмент дневника исследования, где заполнены объект, предмет, цель, гипотеза приведен в таблице 11. | |
1 этап. Формализация задачи и создание математической модели | |
Учитель помогает ученикам составить математическую модель задачи. Пусть x будет номер дня, а y – значение температуры. |
Ученики записывают: x – номер дня, y – значение температуры. Затем школьники записывают в дневник: Создание математической модели. x – номер дня, y – значение температуры. |
Разработка компьютерной модели в среде Excel | |
На этапе разработки информационной модели ученики сами составляют в тетради таблицу, которую им предстоит реализовать в табличном процессоре.
| |
2 этап. Компьютерный эксперимент | |
Учитель просит учеников самостоятельно изучить метод наименьших квадратов, линию тренда и сделать точечную диаграмму с линией тренда. |
Учащиеся садятся за компьютеры, пользуясь учебником, изучают новый учебный материал самостоятельно, строят точечную диаграмму с линией тренда, решают исследовательскую задачу, выясняют характер изменения температуры за несколько дней, заполняют дневник исследования. |
Заполнение ячейки «компьютерный эксперимент» учениками в дневнике исследования | |
| |
3 этап. Анализ результатов | |
Учитель следит за выполнением задания учениками. |
Ученики, решив задачу в табличном процессоре, получают результат: со временем дневная температура не изменится исходя из линии тренда. Одна из гипотез была доказана, две другие – опровергнуты. Кроме того, учащиеся заполняют анализ результатов. Анализ результатов: Доказана гипотеза, что со временем дневная температура не изменится. |
Дневник исследования приведен в таблице 12. | |
Подведение итогов | |
Учитель подводит итоги: - Итак, сегодня на уроке вы познакомились с методом наименьших квадратов, научились строить регрессионные модели в среде табличного процессора MS Excel. А также учитель собирает дневник исследования и проверяет решенную учениками задачу. |
Учащиеся показывают решенную задачу. |
Информация учащихся о домашнем задании | |
Учащиеся записывают домашнее задание. |
Еще по теме:
Понятие о дислексии и дисграфии
Стойкое нарушение чтения называется дислексией, письма - дисграфией. Нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка, при этом признаков отставания в умственном развитии у него никто не находит. Дислексия (dyslexia) – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловле ...
Программа обучения детей в компьютерном классе ДОУ
Целью данной программы является развитие способностей детей дошкольного возраста с использованием современных информационных технологий. Задачи, которые решаются для достижения поставленной цели, можно объединить в следующие группы: I. Группа задач ознакомительно-адаптационного цикла. Задачи: Позна ...
Определение уровня экономической воспитанности детей старшего
дошкольного возраста
Опытно-экспериментальная работа по изучению проблемы экономического воспитания старших дошкольников проводилась мной на базе муниципального автономного дошкольного учреждения №257 г. Ульяновска, работающего по комплексной программе Васильевой. Цель опытно-экспериментальной работы: изучение проблемы ...
Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.