Ученые объяснили, как образование продлевает жизнь

Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.

Старшая профильная школа: какой она будет

В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.

Природа орнаментального искусства

Страница 1

Орнамент со времен своего возникновения и поныне остается одним из осиновых средств художественного оформления произведений декоративно-прикладного искусства: изделий из глины, стекла, дерева и металла, разнообразных текстильных изделий.

Характерная черта всякого орнамента – неразрывная связь с материалом, с общими тенденциями развития искусства на соответствующем отрезке времени. Специфика ее проявляется не только в органической связи рисунка с оформляемым изделием, назначением последнего – она находит свое выражение в композиционном построении орнамента. Говоря о принципах орнаментации тех или иных изделий декоративного искусства, мы прежде всего обращаем внимание на эстетическую сторону рисунка, на особенности его композиционного решения.

Орнамент представляет собой относительно устойчивый элемент художественной культуры, сохраняющий свою инвариантность на протяжении многих столетий и даже тысячелетий. Вместе с тем он является тем эстетическим «микромиром», который способен уместить в себе образ Вселенной, как он представлен в сознании традиционной этнической общности. Этот образ подобен магическому кристаллу с бесконечным числом смысловых граней и потому "не закрыт" для новой интерпретации, преобразования, достраивания (при инвариантности художественной логики самого орнамента).

Для обозначения различных феноменов и аспектов орнаментального искусства используется ряд понятий (терминов): орнамент – декоративный узор, образуемый путем ритмического чередования геометрических (точки, линии, круги, и т.д.) и изобразительных (зооморфных, антропоморфных и пр.) элементов; орнаментальный - имеющий характер орнамента или относящийся к нему (например, орнаментальное искусство); орнаментика – совокупность элементов орнамента в том или ином промышленно-художественном изделии, произведении искусства, художественном стиле и т.д. (например, орнаментика жилища, одежды, посуды); орнаментация – украшение орнаментом (фигурирует и как синоним орнаментики).

С одной стороны, выделение орнаментального искусства в самостоятельный вид прикладного отчасти условно. Орнаментация - это способ декора (украшения) изделий, архитектурных сооружений и т.д.: одежды, домашней утвари, орудий труда, боевых оружий, зданий и пр., каждое из которых создается как некоторое целое. Орнаментика придает этим вещам художественно-эстетические характеристики, которые не только несут особую смысловую нагрузку, но и становятся смыслообразующими (формообразующими) свойствами предмета в целом. Эти характеристики не просто относятся к числу прочих эстетических параметров изделия наряду или даже в связи с его функциональными и конструктивными параметрами (говоря языком технической эстетики). Они позволят по-новому раскрыть значение и ценность всего состава функций и свойств предмета, который приобретает новое качество.

Орнаментация способствует его превращению из утилитарной, многократно тиражируемой в нуждах повседневной практики вещи, в уникальное творение, произведение. В нем народный мастер-художник - прежде всего при помощи орнамента - воплощает значимые для данной общности людей (профессиональной, конфессиональной, этнической и др.) грани конкретно-исторического Образа Мира. Благодаря этому предмет перестает существовать лишь как фрагмент быта, теперь уже символически (идеально – в смысле Э.В. Ильенкова) представляя в себе широкий круг явлений Бытия. Земное "вздымается" к горнему, а горнее нисходит к земному, и в этом "встречном движении" возникает художественная реальность (М. Хайдеггер). Орнаментация бытовой вещи – своего рода "сакрализация профанного", ее преобразование в инструмент постижения и порождения человеком более высоких и глубоких жизненных смыслов, чем те, которые приоткрывает ему повседневность. Очевидно, что подобные трансформации отражали существенные исторические метаморфозы в образе жизни общества, менталитете и ментальности людей.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Суть методики развития Никитиных
Любимая поговорка Бориса Никитина звучит так: „Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне сделать самому, и я пойму”. И он старался воплощать ее в жизнь. По мнению Никитиных традиционно в общении с ребенком взрослые допускают две крайности. Первая – это заорганизованность. То есть, ...

Организация и методика работы по плаванию с дошкольниками
Организация обучения детей плаванию в детском саду осуществляется в комплексе с многообразными формами физкультурно-оздоровительной работы. Режим дня при обучении плаванию строится с учетом времени посещения бассейна группой детей. Обязательно учитывается время приема пищи. Занятия по плаванию долж ...

Особенности математического блока УМК «Школа России»
Авторы: М.И. Моро, Ю.М. Колягин, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова. Данный начальный курс математики интегрированный: в нем объедены арифметический, алгебраический и геометрический материал. Основу составляют представления о натуральном числе и нуле, четырех арифметических ...

Искусственный интеллект в образовании

Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru