Ученые объяснили, как образование продлевает жизнь

Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.

Старшая профильная школа: какой она будет

В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.

Личностно-ориентированный подход в формировании мотивации к учебе у младших школьников

Образование и педагогика » Личностно-ориентированный подход в формировании мотивации к учебе у младших школьников

В последние десятилетия образовательная политика была направлена на построение и реализацию вариативного образования. В этих целях созданы различные образовательные учреждения. При всем разнообразии целей и задач большинство из них реализуют просвещенческую функцию. Ориентация на получение в процессе образования научных, социальных и профессиональных знаний заслонила собой многие важные проблемы воспитания современного ребенка. Вариативность образования рассматривается как создание условий для развития разных групп детей (одаренных, с различными физическими и психическими отклонениями и т.п.) Для этого организуются отдельные группы, классы, целые школы. Но возможен и другой подход к реализации идеи вариативности образования. Он состоит в организации условий, которые при наличии единого для всех образовательного пространства создают развивающую среду, где каждый ребенок в зависимости от присущих ему индивидуальных особенностей получает многообразие вариантов для своего развития.

Исследования отечественных, зарубежных педагогов и психологов показывают, что именно младший школьный возраст является отправной точкой в осознании человеком своей личности, определении собственной позиции в учебном процессе и в других сферах жизнедеятельности. Однако самостоятельно ребенку трудно справиться с такой задачей, поэтому в этот период особенно важно оказать ему помощь в становлении и развитии его личности. По мнению ведущих специалистов (Е.В. Бондаревской, С.В. Кульневич, В.В. Серикова, И.С. Якиманской и др.) осуществление такой помощи возможно в условиях личностно ориентированного обучения.

Идеи личностно ориентированного подхода реализуются в стандартах второго поколения. Стандарты направлены на обеспечение условий для индивидуального развития каждого ребенка.

Личностно-ориентированный подход связан с вопросами гуманизации, дифференциации, индивидуализации обучения.

Методологический уровень анализа проблемы личностно ориентированного обучения представлен в работах Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревской, В.А. Караковского, В.В. Серикова, И.С. Якиманской и др. Наличие большого числа научных и практических работ по проблеме исследования свидетельствует об его актуальности. В процессе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме личностно ориентированного обучения, мы обнаружили, что специфика работы с младшим школьником в условиях данного обучения практически не раскрыта. Это объясняется сложностью и возрастным своеобразием объекта исследования, ограниченностью выбора содержательного материала и методических приемов. Остаются открытыми вопросы о том, как лучше организовать личностно ориентированный урок в начальной школе, учитывая своеобразие младшего школьного возраста, какие приемы и методы взаимодействия использовать, какой учебный материал выбрать для раскрытия той или иной темы с учетом субъектного опыта ребенка.

Цель исследования: изучить влияние личностно ориентированного подхода на формирование мотивации учения младших школьников.

Объект исследования – процесс обучения младших школьников.

Предмет исследования – личностно ориентированный подход как средство формирования мотивации учения младших школьников.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что личностно-ориентированный подход в обучении младших школьников будет способствовать формированию положительной мотивации учения.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.

2. Подобрать диагностический материал для определения уровня сформированности мотивации к учению младших школьников.

3. Провести экспериментальное исследование, обработать результаты эксперимента, сделать выводы и оформить дипломную работу.

Для реализации задач исследования использованы следующие методы:

- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;

- эмпирические: обобщение и анализ педагогического опыта; тестирование, анкетирование, беседа, сравнение результатов деятельности, констатирующий эксперимент;

- статистические: количественный и качественный анализ результатов исследования.

База исследования: 3 класс МОБУ «Туршинская основная общеобразовательная школа», экспериментальный класс; 3 класс МОБУ «Люльпанская основная общеобразовательная школа», контрольный класс.

Этапы исследования:

1этап - (сентябрь 2012 года) изучение литературы по теме исследования, определение методик, проведение констатирующего эксперимента.

2 этап – (октябрь-первая половина декабря) проведение формирующего эксперимента.

3этап – (вторая половина декабря - январь 2013года) обработка результатов эксперимента, составление методических рекомендаций.

Теоретическая значимость исследования: расширение теоретических представлений о личностном развитии учащихся в современной среде, об эффективности личностно ориентированного обучения в формировании мотивации к учению младших школьников.

Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы и результаты дипломной работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений при организации работы по формированию мотивации учения младших школьников.

Результаты исследования нашли отражение в выступлении на Всероссийской научно-практической конференции «Начальная школа: проблемы и перспективы, ценности и инновации» 7 декабря 2012 года.

Еще по теме:

Обучение плаванию детей 6-го года жизни по методике Осокиной Т. И
После повторения упражнений, разученных ранее для освоения в воде, переходят к новым упражнениям»— осваивают упражнение на выдох в воду, скольжение на груди, движения ногами. Вначале обучают делать выдох в воду на берегу. Детям предлагают сдувать маленький кусочек бумаги с ладони. Затем переходят к ...

Проблемы диагностики раннего детского аутизма
В связи с проблемой аутизма актуальны вопросы диагностики данного нарушения, симптоматика которого имеет сходство с другими нарушениями нервно-психического развития. Детям с ранним детским аутизмом в первые 2-3 года жизни возможна постановка ошибочного диагноза, поэтому необходима четкая дифференци ...

Виды инновационных образовательных учреждений
Важнейшим принципом развития российской школы является гуманизация образования, под которой понимается преодоление обезличенности школьного образования, поворот школы к ребенку, его проблемам и интересам, переход к «детоцентристской» образовательной системе. Гуманизация образования представляет соб ...

Искусственный интеллект в образовании

Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru