Проблемы профессионального образования

Страница 1

С 2000 по 2006 год в Узбекистане произошел полный переход к новой структуре образовательной системы подготовки кадров. Десятилетнее школьное образование имело ряд недостатков. Большое количество учащихся девятых классов желали обучаться в 10 и 11 классах, чтобы как можно лучше подготовиться к поступлению в ВУЗ. Но вступительный экзамен в ВУЗ отсеивал 70% от общего числа абитуриентов. В итоге на улице оказывалось огромное количество молодых людей, не имеющих профессионального образования и сертификата утверждающего его.

После полного перехода на непрерывную систему образования, где основным звеном стал профессиональный колледж ситуация изменилась. Теперь молодой человек может получить обязательное двенадцатилетнее профессиональное образование и статус молодого специалиста.

Но совершенна ли эта система? Имеет ли она ряд существенных недостатков?

В течение 5 лет с 2005 по 2010 годы автор магистерской диссертации с помощью проведенного анализа качества учебно-планирующей документации, выполнения анкетирования среди учащихся профессиональных колледжей сформулирует основные проблемы профессионального образования.

1) Проблемы в профориентационной работе среди выпускников 9 классов общеобразовательной школы

Потенциально, заинтересованность в профориентационной работе имеется у трех участников процесса: выпускник девятого класса, профессиональный колледж и участник, который в настоящий момент не задействован в профориентационной работе, но очень важен. На рисунке 2.1 показана схема взаимодействия участников процесса, которая показывает структуру профориентационной работы выпускника девятого класса.

Рис 2.1 Схема взаимодействия профессионального колледжа, школы и потенциального работодателя для организации профориентационной работы

Каждый из участнитков определяет свою заинтересованность в выпускнике девятого класса. Общеобразовательная школа имеет возможность дать хорошие базовые знания, профессиональный колледж- хорошее профессиональное образование, а третий участник, который должен быть заинтересован – работодатель. Именно он должен находиться вместо «?», т. к. для него непрерывная система образования готовит человека рабочей специальности. Работодатель является главным двигателем выбора профессионального образования у выпускника девятого класса.

Ориентируясь на рыночную экономику, где основными игроками являются представители среднего и малого бизнеса, менеджеры компании заинтересованы получать моментальную прибыль, при этом не вкладывая часть своей прибыли на долгосрочные производственные планы. Анализ предложений работодателей о вакантных местах в средствах массовой информации в период с 2005 по 2010 годы доказывает, что на рынке труда имеется большой спрос на специалистов рабочих профессий со стажем более 5-15 лет. Следствие этого, выпускник профессионального колледжа является потенциально безработным человеком. Предприятиям среднего и малого бизнеса не имеется никакого интереса вкладывать материальные и финансовые средства в среднее специальное профессиональное образование.

Место работодателя как участника профориентационного процесса занимают родители учащегося девятого класса. Родители воплощают свои неосуществимые цели через своего ребенка и таким образом, являются искусственным заменителем работодателя – профориентируют выпускника девятого класса.

Вследствие отсутствия демократических принципов образования, т.е. свободы выбора профессии, рынок получает непригодного специалиста. Государство вкладывает большие бюджетные финансовые средства на профессиональное образование, так не получив должного решения на поставленные задачи непрерывного образования. Выпускники профессионального колледжа, столкнувшись с проблемой безработицы, снова проходят этап профориентации. Но в отличие от профориентации в девятом классе, самостоятельно определяют свое направление. И недостатки профессионального трехлетнего обучения в колледже восполняют государственные районные центры по переквалификации безработного населения и частные учебные центры. 2) Проблемы подготовки учебно-планирующей документации в профессиональном колледже.

Методика профессионального обучения является важнейшим компонентом профессиональной подготовки педагогов профессионального колледжа. Методические знания отражают профессиональную деятельность преподавателя и мастера производственного обучения, тесно связаны с приемами, методами этой деятельности и, конечно же, с личностью самого педагога и его творчеством. Какой педагог становится любимым у своих учеников? Этот вопрос постоянно задается учащимся профессиональных колледжей. И все они на первое место среди качеств, которыми должен обладать педагог, ставят знание своего предмета. Однако высшее образование не обеспечивает полной системы профессиональных знаний по всем профессиям. Известны случаи, когда студенты на педагогической практике затрудняются проводить занятия по специальным дисциплинам. Отсюда огромный спрос у молодых педагогов на методические разработки, в которых дается не методическая система обеспечения формирования новых знаний, а раскрывается готовое содержание учебного материала. Очевидно, проблема состоит не в том, чтобы педагоги профессионального обучения изучили содержание всех технических дисциплин, включенных в учебные планы профессионального колледжа, а в том, чтобы научить работать с учебным материалом, приемам и методам формирования технических знаний и профессиональных умений и навыков.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Результаты проведённого исследования по выявлению специфики деятельности социального педагога с неполной материнской семьёй
В процессе практического исследования проводился анализ семейной ситуации и уровень взаимоотношений между одиноким родителем (матери) и ребёнка (детей) в неполных материнских семьях. В ходе проведённого эксперимента удалось выявить характер семейных взаимоотношений и тип родительского отношения. По ...

Структура и содержание педагогического мастерства
Решая поставленную в нашем исследовании задачу определения педагогического мастерства, его структуры и содержания, мы обратились к понятиям «педагогическое мастерство», «профессиональная готовность педагога». Педагогическое мастерство — это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся ...

Проблема памяти в психолого-педагогической литературе
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, – писал С.Л. Рубинштейн, – мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертв ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru