Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.
В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.
С точки зрения означенной проблемы вернемся вновь к исследованию вопроса о понятийном аппарате (ПА) школьного учебника как инструменте формирования мышления учащихся.
На заседании Экспертно-аналитического центра НФПК, состоявшегося в январе 2009, года экспертно-аналитическими специалистами обсуждался вопрос о качестве учебно-методических материалов. Было отмечено, что существует ряд серьезных проблем в отношении качества учебно-методической литературы, в частности учебников, предназначенных для обучения учащихся в средней общеобразовательной школе. Эксперты подчеркнули, что «при переходе из класса в класс ученики встречаются с новыми учебниками, написанными в разных логиках и методических системах. Отсутствие содержательной и методической преемственности серьезно затрудняет работу учителя, приводит к искажению единой картины мира, к деформации его целостного восприятия ребенком». Члены экспертной комиссии акцентировали внимание участников заседания на том, что многие учебные издания не соответствуют компонентам ГОСТа.
Вне всякого сомнения, в процессе обучения учебник воплощает в себе гарантированный образовательный минимум и обеспечивает общую организацию образовательного процесса, «а вариативность образования достигается за счет роста разнообразия дополнительных учебных пособий». Данной точки зрения придерживаются не только современные эксперты, но и отечественные и зарубежные специалисты в области психолого-педагогических исследований. Так, следуя концепциям К.Бюлера и Л.М.Веккера, частота встречаемости понятия непосредственно связана с формированием когнитивных схем, а значит, и развитием мышления. В соответствии с теоретическими идеями Л.С.Выготского, «понятийные системы являются ключом ко всем процессам развития». М.А.Холодная, известный специалист в сфере исследования психологии интеллекта, интегральных структур понятийного мышления, считает, что учебники являются главным инструментом формирования ПА и понятийной системы мышления (ПСМ) в целом. М.А.Холодная утверждает, что понятийные структуры отвечают за специфический тип организации знаний, которые оказываются представленными в дифференцированном и иерархизированном виде. Понятийные психические структуры, будучи «единицами» интеллекта, заключают в себе некоторое когнитивное пространство индивидуального интеллекта, включающего определенный объем возможных форм познавательного отражения субъектом окружающей действительности.
Таблица 1 Количественное соотношение терминов дисциплинарных понятий, используемых в учебниках химии основной школы
|
Термины |
Учебники | |||
|
Ходаков Ю.В «Неорганическая химия 7», (7-8) 1976г. |
Ходаков Ю.В «Неорганическая химия 8», (7-8) 1976г. |
Габриелян О.С «Химия 8» 2003 г. |
Ходаков Ю.В «Неорганическая химия 9» 1986 г. | |
|
химический |
236 |
271 |
438 |
225 |
|
элемент |
140 |
444 |
279 |
169 |
|
атом |
265 |
424 |
390 |
229 |
|
молекула |
117 |
111 |
168 |
158 |
|
относительный |
46 |
95 |
34 |
32 |
|
атомный |
40 |
100 |
46 |
17 |
|
масса |
145 |
187 |
160 |
48 |
|
молекулярный |
26 |
30 |
56 |
34 |
|
ион |
0 |
49 |
204 |
432 |
|
связь |
12 |
68 |
108 |
82 |
|
вещество |
458 |
225 |
536 |
176 |
|
классификация |
5 |
11 |
22 |
1 |
|
моль |
0 |
125 |
93 |
15 |
|
молярный |
0 |
41 |
24 |
0 |
|
объем |
28 |
58 |
78 |
57 |
|
реакция |
302 |
325 |
507 |
429 |
|
электролит* |
0 |
0 |
74 |
91 |
|
неэлектролит* |
0 |
0 |
2 |
5 |
|
электролитический* |
0 |
0 |
28 |
33 |
|
диссоциация* |
0 |
0 |
67 |
74 |
|
окислитель |
1 |
21 |
14 |
9 |
|
окисление |
16 |
81 |
86 |
109 |
|
восстановитель |
4 |
11 |
9 |
14 |
|
восстановление |
5 |
5 |
10 |
35 |
|
система |
0 |
22 |
60 |
16 |
Еще по теме:
Взаимосвязь мышления и процесса чтения
Чтение - вид умственной деятельности человека. В процессе чтения человеческим мозгом производится работа по переложению кодов, использованных автором для реализации своего замысла, на более привычную для читателя систему знаков. Происходит выяснение значений языковых единиц. Слова, составляющие тек ...
Результаты проведённого исследования по выявлению специфики деятельности
социального педагога с неполной материнской семьёй
В процессе практического исследования проводился анализ семейной ситуации и уровень взаимоотношений между одиноким родителем (матери) и ребёнка (детей) в неполных материнских семьях. В ходе проведённого эксперимента удалось выявить характер семейных взаимоотношений и тип родительского отношения. По ...
Особенности дислексии, дисграфии у детей, страдающих умственной отсталостью
Процесс овладения чтением умственно отсталыми детьми протекает замедленно, характеризуется качественным своеобразием и определенными трудностями. По данным Г.Я. Трошина, они овладевают чтением в 3 раза дольше, чем нормальные школьники. Ступени обучения чтению у них растягиваются во времени, а проме ...
Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.