Учебник как инструмент формирования мышления

Образование и педагогика » Организация человеческого интеллекта » Учебник как инструмент формирования мышления

Страница 1

С точки зрения означенной проблемы вернемся вновь к исследованию вопроса о понятийном аппарате (ПА) школьного учебника как инструменте формирования мышления учащихся.

На заседании Экспертно-аналитического центра НФПК, состоявшегося в январе 2009, года экспертно-аналитическими специалистами обсуждался вопрос о качестве учебно-методических материалов. Было отмечено, что существует ряд серьезных проблем в отношении качества учебно-методической литературы, в частности учебников, предназначенных для обучения учащихся в средней общеобразовательной школе. Эксперты подчеркнули, что «при переходе из класса в класс ученики встречаются с новыми учебниками, написанными в разных логиках и методических системах. Отсутствие содержательной и методической преемственности серьезно затрудняет работу учителя, приводит к искажению единой картины мира, к деформации его целостного восприятия ребенком». Члены экспертной комиссии акцентировали внимание участников заседания на том, что многие учебные издания не соответствуют компонентам ГОСТа.

Вне всякого сомнения, в процессе обучения учебник воплощает в себе гарантированный образовательный минимум и обеспечивает общую организацию образовательного процесса, «а вариативность образования достигается за счет роста разнообразия дополнительных учебных пособий». Данной точки зрения придерживаются не только современные эксперты, но и отечественные и зарубежные специалисты в области психолого-педагогических исследований. Так, следуя концепциям К.Бюлера и Л.М.Веккера, частота встречаемости понятия непосредственно связана с формированием когнитивных схем, а значит, и развитием мышления. В соответствии с теоретическими идеями Л.С.Выготского, «понятийные системы являются ключом ко всем процессам развития». М.А.Холодная, известный специалист в сфере исследования психологии интеллекта, интегральных структур понятийного мышления, считает, что учебники являются главным инструментом формирования ПА и понятийной системы мышления (ПСМ) в целом. М.А.Холодная утверждает, что понятийные структуры отвечают за специфический тип организации знаний, которые оказываются представленными в дифференцированном и иерархизированном виде. Понятийные психические структуры, будучи «единицами» интеллекта, заключают в себе некоторое когнитивное пространство индивидуального интеллекта, включающего определенный объем возможных форм познавательного отражения субъектом окружающей действительности.

Таблица 1 Количественное соотношение терминов дисциплинарных понятий, используемых в учебниках химии основной школы

Термины

Учебники

Ходаков Ю.В «Неорганическая химия 7», (7-8) 1976г.

Ходаков Ю.В «Неорганическая химия 8», (7-8) 1976г.

Габриелян О.С «Химия 8» 2003 г.

Ходаков Ю.В «Неорганическая химия 9» 1986 г.

химический

236

271

438

225

элемент

140

444

279

169

атом

265

424

390

229

молекула

117

111

168

158

относительный

46

95

34

32

атомный

40

100

46

17

масса

145

187

160

48

молекулярный

26

30

56

34

ион

0

49

204

432

связь

12

68

108

82

вещество

458

225

536

176

классификация

5

11

22

1

моль

0

125

93

15

молярный

0

41

24

0

объем

28

58

78

57

реакция

302

325

507

429

электролит*

0

0

74

91

неэлектролит*

0

0

2

5

электролитический*

0

0

28

33

диссоциация*

0

0

67

74

окислитель

1

21

14

9

окисление

16

81

86

109

восстановитель

4

11

9

14

восстановление

5

5

10

35

система

0

22

60

16

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Педагогические условия, обеспечивающие эффективность освоения педагогами метода экспериментирования
Для эффективности педагогического процесса необходим постоянный поиск новых, более результативных методов воспитания и обучения, при помощи которых происходит передача детям содержания образования. Необходимость создания таких методов обосновывалась еще в работах многих педагогов, что возможно на б ...

Методика обследования просодической стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией
просодический речь дизартрия голос Программа исследования просодики у детей со стертой дизартрией: 1. Обследование восприятия ритма. 2. Обследование воспроизведения ритма. 3. Обследование восприятия интонации. 4. Обследование воспроизведения интонации. 5. Обследование восприятия логического ударени ...

Анализ социально-психологических особенностей учебного коллектива
Одним из направлений психолого-педагогического исследования стала диагностика социально-психологического климата в учебном коллективе. Социально-психологический климат определяют как совокупность отношений членов группы к условиям и характеру совместной деятельности, друг к другу, и к преподавателя ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru