Развитие вузовской системы образования и участия в ней студентов в России

Образование и педагогика » Развитие вузовской системы образования и участия в ней студентов в России

Страница 1

Высшая школа это особый социальный институт. Его положение в обществе и исполняемые социальные функции двойственны. С одной стороны, высшая школа предназначена для удовлетворения потребностей населения в образовательных услугах. При исполнении высшей школы этой роли, естественно, главным субъектом деятельности является студент, потребитель услуг высшей школы. С другой стороны, высшая школа предназначена для удовлетворений потребностей многообразных деятелей рынка в специалистах. Она готовит профессионалов, способных выдержать конкуренцию на рынке труда, решению актуальных задач воспроизводства товаров, услуг, знаний, образцов поведения, ценностей духовной жизни. При таком подходе к высшей школе потребителями ее услуг является работодатель. Такое двойственное положение высшей школы ставит перед ней крайне важную задачу определения приоритетов этих функций.

Многочисленные исследования социологов показывают, что проблемы высшей школы и системы образования находятся на самом последнем месте в списке актуальных проблем. Как показывают опросы, проблемы высшей школы находятся на периферии общественного сознания, они даже не второстепенны для них, они просто несущественны.

И для такого утверждения имеются серьезные основания. Во-первых, часть людей, особенно из слоя, так называемых, "новых русских", ставят образованность (как фактор, способствовавший экономическому успеху) на последнее место. Во-вторых, представители науки и системы образования за время экономических реформ стали экономическими аутсайдерами: ныне уровень оплаты их труда самый низкий по сравнению с оплатой в других отраслях занятости. Все это привело к крайне низкому престижу образования, к устойчивому равнодушию людей к проблемам высшей школы, к представлению о том, что успех в жизни достигается не благодаря образованию, а вопреки.

На фоне социального невнимания к нуждам высшей школы, обострения социально-экономических проблем, система образования довольно быстро меняется. Высшая школа стремительно сокращает масштабы и объем своей деятельности. Преподаватели энергично ищут (и находят!) приработки на стороне. Явно, что "на стороне" ему платят не как вузовскому интеллигенту, а как профессионалу-интеллектуалу. Вуз все менее притягателен для преподавателей как область приложения педагогических, гуманитарных усилий. Болезненная трансформация преподавательского корпуса сказывается на всей вузовской жизни. Прежде всего это сказывается на уменьшении числа студентов.

Показатель численности студентов является показателем стратегическим: он как ни какой другой измеряет масштаб деятельности высшей школы. Этот показатель оценивает интеллектуальную репродуктивность общества. Снижение означает интеллектуальную деградацию нации. В любом обществе высшая школа - это не только воспроизводство интеллектуальных ресурсов страны, это еще и институт по воспроизводству социальной структуры.

Российская высшая школа явно не справляется ныне с этой социальной функцией, становясь инструментом усиления социального расслоения. Так, 18% наиболее активного, адаптированного и экономически успешного населения интеллектуальных страт рекрутируют в высшую школу почти 80% студенчества. Парадокс состоит в том, что это происходит без всякого влияния и противодействия системы государственной власти. Это результат дрейфа высшей школы, испытывающей огромное социальное напряжение. Направления этого дрейфа уже угадываются: воспроизводство социальной структуры с глубокой социальной дифференциацией. Если это так, что это означает, что высшая школа (возможно, впервые) стала исполнять социально неблаговидную роль: она стала охранять кастовые различия, она консервирует сложившуюся структуру, уменьшая (в 2 раза) шансы на социальный успех 80-процентного "низа", увеличивая (в 3 раза) шансы 20-процентного "верха". Социальная неблаговидность этой роль состоит и в убыстрении расслоения общества. Создание мощного третьего сословия в этой связи становится весьма проблематичной социальной перспективой.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Учебник как инструмент формирования мышления
С точки зрения означенной проблемы вернемся вновь к исследованию вопроса о понятийном аппарате (ПА) школьного учебника как инструменте формирования мышления учащихся. На заседании Экспертно-аналитического центра НФПК, состоявшегося в январе 2009, года экспертно-аналитическими специалистами обсуждал ...

Практические аспекты процесса интеграции выпускников интернатных учреждений в общество
Как показывает опыт, пребывание в интернатных учреждениях накладывает на подростков определенный отпечаток: находясь на полном государственном обеспечении в течение рада лет, они лишаются возможности самостоятельно делать выбор, принимать решения. Выходя из стен учреждения, в самостоятельную жизнь, ...

Идея свободы и сотрудничества
"Почти все педагоги смотрели на класс с кафедры, искали способы, с помощью которых учителю удобнее учить. Он впервые взглянул на класс с другой стороны – с парты. Он искал способы преподавать так, чтобы ученику было удобно учиться" С.Соловейчик "Педагогика для всех" Процесс восп ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru