Ученые объяснили, как образование продлевает жизнь

Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.

Старшая профильная школа: какой она будет

В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.

Развитие вузовской системы образования и участия в ней студентов в России

Образование и педагогика » Развитие вузовской системы образования и участия в ней студентов в России

Страница 1

Высшая школа это особый социальный институт. Его положение в обществе и исполняемые социальные функции двойственны. С одной стороны, высшая школа предназначена для удовлетворения потребностей населения в образовательных услугах. При исполнении высшей школы этой роли, естественно, главным субъектом деятельности является студент, потребитель услуг высшей школы. С другой стороны, высшая школа предназначена для удовлетворений потребностей многообразных деятелей рынка в специалистах. Она готовит профессионалов, способных выдержать конкуренцию на рынке труда, решению актуальных задач воспроизводства товаров, услуг, знаний, образцов поведения, ценностей духовной жизни. При таком подходе к высшей школе потребителями ее услуг является работодатель. Такое двойственное положение высшей школы ставит перед ней крайне важную задачу определения приоритетов этих функций.

Многочисленные исследования социологов показывают, что проблемы высшей школы и системы образования находятся на самом последнем месте в списке актуальных проблем. Как показывают опросы, проблемы высшей школы находятся на периферии общественного сознания, они даже не второстепенны для них, они просто несущественны.

И для такого утверждения имеются серьезные основания. Во-первых, часть людей, особенно из слоя, так называемых, "новых русских", ставят образованность (как фактор, способствовавший экономическому успеху) на последнее место. Во-вторых, представители науки и системы образования за время экономических реформ стали экономическими аутсайдерами: ныне уровень оплаты их труда самый низкий по сравнению с оплатой в других отраслях занятости. Все это привело к крайне низкому престижу образования, к устойчивому равнодушию людей к проблемам высшей школы, к представлению о том, что успех в жизни достигается не благодаря образованию, а вопреки.

На фоне социального невнимания к нуждам высшей школы, обострения социально-экономических проблем, система образования довольно быстро меняется. Высшая школа стремительно сокращает масштабы и объем своей деятельности. Преподаватели энергично ищут (и находят!) приработки на стороне. Явно, что "на стороне" ему платят не как вузовскому интеллигенту, а как профессионалу-интеллектуалу. Вуз все менее притягателен для преподавателей как область приложения педагогических, гуманитарных усилий. Болезненная трансформация преподавательского корпуса сказывается на всей вузовской жизни. Прежде всего это сказывается на уменьшении числа студентов.

Показатель численности студентов является показателем стратегическим: он как ни какой другой измеряет масштаб деятельности высшей школы. Этот показатель оценивает интеллектуальную репродуктивность общества. Снижение означает интеллектуальную деградацию нации. В любом обществе высшая школа - это не только воспроизводство интеллектуальных ресурсов страны, это еще и институт по воспроизводству социальной структуры.

Российская высшая школа явно не справляется ныне с этой социальной функцией, становясь инструментом усиления социального расслоения. Так, 18% наиболее активного, адаптированного и экономически успешного населения интеллектуальных страт рекрутируют в высшую школу почти 80% студенчества. Парадокс состоит в том, что это происходит без всякого влияния и противодействия системы государственной власти. Это результат дрейфа высшей школы, испытывающей огромное социальное напряжение. Направления этого дрейфа уже угадываются: воспроизводство социальной структуры с глубокой социальной дифференциацией. Если это так, что это означает, что высшая школа (возможно, впервые) стала исполнять социально неблаговидную роль: она стала охранять кастовые различия, она консервирует сложившуюся структуру, уменьшая (в 2 раза) шансы на социальный успех 80-процентного "низа", увеличивая (в 3 раза) шансы 20-процентного "верха". Социальная неблаговидность этой роль состоит и в убыстрении расслоения общества. Создание мощного третьего сословия в этой связи становится весьма проблематичной социальной перспективой.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Эмпирическое исследованиеакадемической активности у студентов
Программный вопрос исследовании – как влияет участие в олимпиадах на академическую активность студентов? Цель: выявить является ли участие в олимпиадах выражением академической активности. Предмет исследования: академическая активность студентов Объект: студенты кафедры социальной работы и социальн ...

Анализ результатов исследования словаря шестилетних у детей с общим недоразвитием речи
В результате анализа данных, полученных при обследовании словарного запаса старших дошкольников с ОНР (III уровень), было выявлено, что не один из испытуемых не смог справится правильно со всеми заданиями диагностики без ошибок. При качественном анализе пассивного словаря дошкольников обеих групп о ...

Коррекционная программа по снижению тревожности у детей младшего школьного возраста методом глинотерапии
Из глины может лепить каждый. Любой человек может скатать шарик или «колбаску», расплющить ее пальцами, а потом соединить все это, создав скульптуру. Глина – это чудесный медиум. Ее мягкая субстанция активизирует тактильные ощущения, пробуждая чувство радости. В качестве материала для терапевтическ ...

Искусственный интеллект в образовании

Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru