Развитие вузовской системы образования и участия в ней студентов в России

Образование и педагогика » Развитие вузовской системы образования и участия в ней студентов в России

Страница 3

Высшая школа находится в ситуации мощнейшего социально-экономического давления. Под влиянием этих сил сформировались траектории дрейфа высшей школы. Противостоять этому дрейфу, формирующему новый облик высшей школы, вузы ничего не смогли. Вузы не играют сколько-либо заметной роли ни в освоении рыночного пространства, ни в культурной, ни в политической, ни в нравственной областях. Ничего не смогли противопоставить наши вузы свертыванию научных проектов.

Вузы "в чистую" уступили натиску утилитаризма и экономизма. Гуманитарные, естественно-научные и инженерные направления деятельности вузов стали свертываться. Нарастает рыночная, коммерческая составляющая деятельность высшей школы. Экономическая целесообразность, выгода оттеснили из вузовской жизни все остальные ценности социальной, духовной и интеллектуальной жизни на второй план. Происходит социальное расслоение преподавательского корпуса и студенчества. Последствием этому будет рост политической конфликтности в вузах.

Значительны темпы снижения масштабов деятельности. Становится явным снижение, как мы уже говорили, численности студентов. Россия уже не может претендовать на почетное место в "клубе" интеллектуальных стран. Снижение числа студентов означает потерю интеллектуального потенциала. Страна будет и далее терять перспективы научного и технологического прорыва, перспективы приоритетного положения в уже достигнутых областях науки и техники.

Высшая школа тяготеет к распаду на отдельные вузы. Происходит резкая дифференциация вузов по уровню финансового благополучия, определяемого профилем вуза. Явно становятся лидирующими вузы с экономическим обучением, управления. Однако будут снижать свой статус и сокращать масштабы деятельности инженерно-технические вузы. Выделится небольшая группа благополучных, процветающих вузов на фоне основной массы нуждающихся и слабых.

Все это происходит на фоне социального равнодушия. Государство так и не нашло в вузах своего партнера. Проблемы образования находятся на периферии общественного сознания. Значительны трансформации в социальной роли высшей школы и студенчества. Доминирующей ее ролью становится социальное расслоение в социальной структуре общества, поскольку высшая школа не обеспечивает равную доступность образования. Студенчество нынешней российской вышей школы все в больших масштабах представляет новую буржуазию.

На пути к рынку мощнейшие трансформации произошли в преподавательском сословии. Оно стремительно избавляется от иллюзий и напластований интеллигентского мессианства, просветительства и образовательности. С этим теряется и культурообразующая роль преподавательского сословия. Преподаватель ныне осваивает роль интеллектуала, продавая свои знания и умения. Те, кому это удается, живут неплохо, они адаптированы и составляют экономически успешный слой вузовских преподавателей. Большинство же этого сделать не может: нет спроса на их профессиональные знания. Преподавательство расколото по материальному признаку. Оно уязвлено тем, что в целом студенты живут лучше, чем они. Преподавательство осваивает новые для себя гувернерские (обслуживающие) функции.

Поведение и положение студента определяется рынком. Вуз при этом в поисках дополнительных средств, в поисках областей приложения своих интеллектуальных ресурсов будет прожигать все свои накопления: продавая идеи, разработки западным фирмам, рекрутируя за рубеж свои лучшие головы, сдавая в аренду помещения. Лишь бы выжить. В этой борьбе за выживание основная масса вузов приобретет черты высших профессиональных коммерческих училищ, курсов, окончательно потеряв свойство научных и культурных центров.

Преломить эту тенденцию возможно через приоритетное развитие образования и высшей школы, через культуру, науку. Производительной силой обладают, прежде всего, интеллектуальные ресурсы. Это означает, что приоритеты государственной политики состоят в развитии образования, науки и культуры. В эпоху перемен всегда в наиболее трудном положении оказываются образование, наука и культура, так как падает востребованность общества, находящегося в кризисе, к тем сферам общественного организма, которые создают духовные ценности, работают не столько на день сегодняшний, сколько на перспективу.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Пути и способы предупреждения дезадаптации детей 2-3 лет при поступлении в детский сад
В последние годы педагоги - исследователи (Л.В Белкина, К.С. Лебединская 2007) фиксируют частые обращения родителей по поводу как активного, так и пассивного отвержения детьми дошкольного учреждения, т.е. дезадаптации. Родители отмечают, что дети без желания идут в детский сад, хотят, чтобы их рань ...

Система упражнений для формирования познавательных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения в 3 классе
Цель данного параграфа – разработать систему упражнений направленных на формирование познавательных учебных действий младших школьников. Упражнения направлены на: развитие мотивации чтения рассказа, для этого представлено задание на этапе работа с текстом до чтения: Кто автор произведения?; Знакомо ...

Особенности звукопроизношения у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами
Нарушения звукопроизношения при минимальных дизартрических расстройствах имеют свой специфический механизм. Выраженные нарушения звукопроизношения при минимальных дизартрических расстройствах с трудом поддаются коррекции и отрицательно влияют на формирование фонематической и лексико-грамматической ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru