Развитие вузовской системы образования и участия в ней студентов в России

Образование и педагогика » Развитие вузовской системы образования и участия в ней студентов в России

Страница 4

Сегодня никто не оспаривает огромной роли образования и науки в научно-техническом прогрессе России. Но и не предлагает кардинальных мер по решению современных проблем выхода из глубокого кризисного состояния. Рыночные преобразования в экономике России привели к изменению условий функционирования образования и науки и сопровождались резким сокращением их финансирования. Ничего удивительного, однако, в этом нет. Проводимая политика в отношении образования всего лишь выражает общественное мнение об образовании.

Анализ состояния промышленности еще в 1984-1985 годах показывал, что уже тогда назрела проблема выделения перспективных отраслей, обеспечив им кадровое сопровождение, которое позволило бы сделать научно-технический прорыв в развитии технологически отсталого народного хозяйства страны. Необходимость таких изменений была связана с тем, что около 50% промышленного производства составлял малоквалифицированный, часто ручной труд, нарастали показатели кризиса экономики страны: сокращались показатели внутреннего валового продукта и национального дохода. Научные секторы - академический, вузовский и отраслевой - практически были изолированными не только друг от друга, но и от системы образования, которую они должны были питать новыми научными идеями, оказывающими практическое влияние на подготовку кадров.

Затянувшийся экономический спад привел к резкому сокращению спроса отраслей народного хозяйства и, прежде всего, промышленности на результаты исследовательских работ, а расходы государства на образование и науку снизились с 1,85% от валового внутреннего продукта до 0,74% - в 2006 г. В обществе формируется устойчивое мнение, что наука и образование перестали рассматриваться как необходимое условие для будущего процветания страны и превратились всего лишь в статью бюджета, которую можно постоянно сокращать.

Сегодня очевидно, что отказ государства от финансирования образования и науки обернется для этой важнейшей сферы общества катастрофой, так как опыт вузов последних лет показал, что вузы и научные учреждения могут с помощью внебюджетных источников финансирования покрывать не более 20-25% своих потребностей. Налицо очевидный факт - состояние с образованием в России еще никогда не было столь драматичным и угрожающим, как сегодня. В обществе создалась ситуация, провоцирующая разрушение академического сообщества. Впервые за годы существования российского государства можно ожидать, что сегодняшнее поколение учащихся будет хуже образовано, чем предшествующее.

Сложившиеся условия сокращения расходов на вузовскую науку требуют переориентации акцентов научно-технической политики, разумное ранжирование, которое позволит не только стабилизировать ситуацию, но и пойти вперед.

И здесь важнейшим элементом является интеграция высшего образования и фундаментальной науки. Именно интеграция в таком варианте укрепляет идею фундаментализации образования, ликвидации увеличивающегося в последнее время разрыва между вузовскими и академическими организациями, вузовской и академической наукой и, как следствие, разобщенностью ученых и снижением качества образования. Решение этих вопросов потребовало разработки отдельной президентской федеральной программы, которая предусматривает развитие всех форм взаимодействия академической и вузовской науки, поддержку совместных исследований, проводимых Российской академией наук, отраслевыми академиями, университетами и вузами, информационное, методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса.

Большое значение придается развитию системы непрерывного образования: школа - вуз - аспирантура - докторантура как базы селективной подготовки и воспитания научной студенческой элиты. Это продиктовано тем обстоятельством, что процесс старения научных кадров идет стремительными темпами. Как в РАН, так и в высшей школе работают более 4 тысяч докторов наук, возраст которых превышает 60 лет, а средний возраст докторов наук - 58 лет. Необходимо проводить целенаправленную работу по привлечению молодежи в сферу научных исследований.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Особенности использования метода проектов
Следует напомнить, что к методам обучения относятся анализ конкретных ситуаций, разыгрывание ролей, игровое производственное проектирование, семинар – дискуссия, "круглый стол", мозговой штурм, метод проектов, информационные технологии. Мы будем рассматривать два последних активных метода ...

Сравнительный анализ организационных форм обучения
В начальных классах гимназии № 1 сложилась классно-кабинетная и урочно-полиморфная система обучения, которые позволяют включить ребенка в образовательный процесс как целостность, обеспечивают полноценное функционирование всех его познавательных сил. Урочно-полиморфная система задает определенный ри ...

Понятие и виды исследовательских задач
Процесс обучения представляет собой взаимосвязанную деятельность преподавателя и учащегося. Метод обучения естественно следует рассматривать как способ, с помощью которого осуществляется эта взаимосвязанная деятельность. При выборе того или иного метода (формы) обучения полезно провести его анализ ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru