Комплексная работа с текстом

Образование и педагогика » Комплексная работа с текстом

Страница 9

Ярошенко как бы стремится сказать, что каждый человек прекрасен по своей природе, что надо только уметь это видеть и выявлять, пробуждать в людях благородные чувства. Косвенно в картине как бы читается укор обществу, которое сделало этих людей изгнанниками, преступниками и держит их в заточении.

Беседа по картине

Что изображено на картине?

Что вас поразило в этой картине?

Похожи ли эти люди на преступников? Какими изображает их Ярошенко? Какими людьми в реальности вы их себе представляете? Ваши чувства к ним? Почему именно птиц кормит ребенок? (Почему автор не изображает, к примеру, собаку)? Что хочет сказать этим автор? Как вы думаете, какова основная мысль этой картины.

Задания

1. Прочитаем текст. Прочитайте те предложения, которые подтверждают ваши мысли по этой картине. Назовите средства связи предложений в этом тексте.

2. Как вы объясните название картины "Всюду жизнь"?

3. Какими эпитетами описывает автор героев картины? Есть ли среди них синонимы? Антонимы? Сколько вы найдете синонимов к слову узник? Чем различаются эти слова?

4. Найдите в тексте слова, образованные путем перехода из одной части речи в другую.

5. Какую художественную роль играют синонимы и причастные обороты в выделенном курсивом предложении?

6. Объясните значение слов вереница, диссонанс.

7. Чем отличаются причастия в выделенном предложении и предыдущем по отношению к нему? Какие из них имеют одинаковую словообразовательную модель?

8. Какова роль однородных членов предложения и однородных синтаксических конструкций? Составьте графическую схему для одного из рядов однородных членов.

9. Напишите сочинение - свое описание картины или впечатления от картины.

Все очевиднее, что использование текста на уроках русского языка открывает богатейшие возможности для умственного, нравственного, эстетического развития учеников. Конечно, для знакомства с новым орфографическим или пунктуационным правилом и первоначальной отработки навыка удобны отдельные предложения, а то и словосочетания и слова. Но потом настает время закрепления, повторения, и тут очень полезен текст, которые не только содержит нужные орфограммы и пунктограммы, но и дает другую пищу для ума.

Комплексная работа с текстом, конечно, не панацея, но использование этого вида работы помогает решать многие проблемы в преподавании как русского языка, так и литературы. В частности, нужно отметить то, что мы на уроках русского языка должны изучать язык. А часто выходит, что обычно в классе звучат разные - бер-/-бир-, "оловянный, стеклянный, деревянный", но живой стихии языка нет. А текст - это единица речи языка, и его изучение - это и есть изучение настоящего, "живого" русского языка.

Языковой разбор текста является не только важным средством обобщения и систематизации знаний по лексике, грамматике, стилистике, но и содействует речевому развитию учащихся, воспитанию у них творческого отношения к языку. Анализ текста предполагает не только опору на знания, но прежде всего - на чувство языка, речевую интуицию, без чего невозможен процесс совершенствования речи.

На уроках комплексной работы с текстом идет развитие аналитических способностей учащихся, развитие логического мышления, расширение кругозора, стимулирование читательских интересов, повышение мотивации учения, развитие внимания и фантазии, повторение основных орфографических и пунктуационных правил.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10

Еще по теме:

Проблемы развития детей в условиях детского дома и интерната
В 1984–1985 годы в нашей стране была предпринята попытка комплексного реформирования всех звеньев образования. Предполагалось придать приоритетный характер развитию этой жизненно важной сферы. Целевая установка реформы: «все ценное, добытое трудом нескольких поколений педагогов, советской школой и ...

Содержание педагогических советов
Особенности содержания педагогических советов представлены их тематикой, которая охватывает практически все основные проблемы современной педагогики. Проблемы образовательного процесса обычно формулируются в виде краткого тезиса, выражающего некоторое принципиальное затруднение общепедагогического ...

Средства воспитания этики межнационального общения детей старшего дошкольного возраста
Средство – это то, что служит для осуществления какой-либо цели. Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Проблема воспитания у детей старшего дошкольного возраста этики межнационального общения привлекала внимание мног ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru