Комплексная работа с текстом

Образование и педагогика » Комплексная работа с текстом

Страница 5

Задания и вопросы.

1. Озаглавьте текст.

2. Выпишите прилагательные с пропущенными буквами вместе с существительными, к которым они относятся. Определите род, число, педеж прилагательного.

3. Какие прилагательные обозначают цвет, оттенки цвета.? Разберите их по составу.

4. Пятое предложение разберите по членам. Чем различается синтаксическая роль кратких и полных прилагательных?

5. Там, где, возможно, подберите к прилагательным антонимы и синонимы.

Пока ученик не научится анализировать текст, видеть средства языка и понимать их роль, у него не будет инструментов для создания собственных речевых произведений. Часть моих текстов решают проблему мотивации к сочинению учениками собственных произведений. После проделанной на уроке работы в качестве домашнего задания учащимся предлагается придумать продолжение и конец текста. То есть ученики работают над созданием текстов, адекватных заданной речевой ситуации.

Например, после изучения темы "Морфология" в 5 классе учащиеся работают с таким текстом:

Как хорошо (в) нач_ле лета за гор_дом! Я пр_хожу сюда поч (?) ти каждую н_делю. Здесь, в лесу, у рек_, такая пр_хлада и свеж_й воздух! Пр_красны м_л_дые д_ревья и кустарники с нежными зелеными лис (?) т_ками!. А вот мал_нький бел_нький цветоч_к, он так чуд_сно пахн_т.

Особенно я люблю смотреть, сидя на б_р_гу или на дощ_том мо (?) т_ке, как беж_т река. Пр_ятно наблюдать, как струит (?) ся река. Пр_ятно наблюдать, как струит (?) ся вода, как веет_р колыш_т пр_брежные камыш_вые зар_сли. Если пр_смотрет (?) ся, то можно увидеть, как у самого Бере_га плавают крошеч (?) ные ры_ки. Они такие пр_забавные. А как красивы разноцветные камешки и с_р_бристые ракушки на дне рек_!. Как-то я с_брала самые красивые, самые необыч (?) ные, пр_несла домой и пр_клеив на картонку, _делала панно. Оно и сейч_с укр_шает мою комнату, н_пом_ная об этой рек_.

Мои н_блюдения и ра_мышления пр_рывают г_л_са, крики, шум. Вскоре я вижу небольшую к_мпанию. Наверное, они пр_ехали о_дохнуть.

Мне ч_сто встреч_ют (?) ся сл_ды такого о_дыха на пр_роде. Вот и эти люди скорее всего оставят после себя бума_ки, банки и прочий мусор. Лес, река, поле не умеют говорить. А если бы умели, то, вероятно, бы сказали: …

Задания. Определите тему, основную мысль, тип речи.

Выпишите слова с пропущенной буквой. Устно объясните правописание этих слов.

Выделите основу в словах: здесь, воздух, дощатом, встречаются, панн.

Каково значение следующих морфем:

1) Окончания - е в слове (на) мостике? Есть ли другие значения у этого окончания?

2) Приставки пре в слове презабавный? Есть ли другие значения у этой приставки?

3) Суффикса - ик - в слове мостик? Есть ли другие значения у этого суффикса?

4) Суффикса - еньк-? Какие еще суффиксы с таким значением вы знаете?

5. Разберите по составу слова: прибрежные, размышления, прерывают, показалось, чудесно, прохлада, приятно.

6. Как называются слова наверное, вероятно?. Что они выражают?

7. Выделите грамматические основы в предложении. Приятно наблюдать. Оставьте его схему.

8. Напишите сочинение - продолжение данного текста.

Развитие творческих способностей учащихся при комплексной работе с текстом возможно и при таком способе работы, когда учащимся предлагается придумать самим задания к тексту. Также я задаю, например, такие задания: какие слова интересны в фонетическом отношении; какие слова вы бы предложили для морфемного, словообразовательного и т.д. разборов. У детей развивается языковое чутье, наблюдательность, внимание.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Еще по теме:

Проявление отношений младших школьников в игровой деятельности
В структуру игры как процесса входят: – роли, взятые на себя играющими; – игровые действия как средство реализации этих ролей; – игровое употребление предметов, то есть замещение реальных вещей игровыми, условными; – реальные отношения между играющими; – сюжет (содержание) – область действительност ...

Планирование содержания педагогических советов
В каждой школе – своя технология педагогических советов, в связи с этим различают три модели их планирования: 1. Планирование в локально-модульной технологии исходит из ориентации на наиболее актуальные для школы социально-педагогические проблемы (реализация ближних перспектив в пределах одного уче ...

Наблюдение как основной метод ознакомления детей с природой
Наблюдение – это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний – установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, п ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru