Комплексная работа с текстом

Образование и педагогика » Комплексная работа с текстом

Страница 1

Произведения писателей, поэтов, которые мы изучаем на уроках литературы, отражают все то, с чем сталкиваются или придется столкнуться подрастающему поколению в реальной жизни. В связи с этим задачей учителя-словесника становится помочь ученикам постичь смысл прочитанного, правильно его истолковать.

Понять содержание текста - главная и одновременно сложная задача, стоящая теперь перед современным школьником. Моя собственная практика показывает, что не всегда учащиеся правильно понимают, а иногда и вообще искажают (т. е понимают неправильно) смысл прочитанного.

Без специального анализа ученику чаще всего остается непонятным содержание текста, будь то параграф учебника или художественное произведение. Такой анализ особенно необходим перед литературоведческим разбором на уроках литературы, чтобы избежать произвольной трактовки произведения, близкой читателю (или литературоведу), но далекой часто от замысла автора.

Проблема (и тема самообразования), над которой я работаю-"Комплексная работа с текстом". В основу этой методической системы положен принцип изучения языковых явлений на материале текстов художественных произведений. Этот подход по форме организации называется коммуникативно-деятельностным, а по содержанию обучения - герменевтическим. Герменевтика - это наука, владеющая способами понимания текста.

Герменевтический подход позволяет решать проблему понимания текста. Ориентируясь в основном на толкование текста с целью понимания, герменевтическая наука изучает психологические процессы понимания, описывает эффективные методы, приемы, средства работы с образцами речи, тем самым становясь полезной и методической науке.

В основу методической системы, которая интегрирует обучение русскому языку и литературе, положен принцип изучения языковых (фонетических, грамматических) явлений на материале текстов программных художественных произведений. Реализация данного принципа требует новых подходов к обучающей ситуации, поэтому появляется и новая организационная форма - урок-коммуникация.

В наших традиционных учебниках большинство упражнений представляет собой группу слов, предложений из различных источников, которые объединяет общие орфограммы, пунктограммы. Но формировать речевую (коммуникативную) компетенцию школьников невозможно, если урок не дает образцов правильной и красивой речи (тексты) и не позволяет пробовать силы в собственных высказываниях (вопросы, ответы, рассуждения по поводу прочитанного). Поэтому-то сторонники этого подхода считают, что дети на уроках должны работать с цельным текстом. В этом направлении работают сейчас такие ученые-филологи, как А.И. Власенков, А.И. Горшков, А.Д. Дейкина, А. Ю, Купалова, С.И. Львова, Т.М. Пахнова. Такие уроки работы с текстом они называют уроками русской словесности. Содержанием уроков комплексной работы с текстом становится анализ языка текста. Текст является самой крупной единицей языка и одновременно единицей речи. Именно поэтому текст рассматривается и как дидактическая единица в методике преподавания русского языка. С одной стороны, в произведении отражается личность его создателя, с другой - это явление объективно представляющее систему языка, на котором оно создано.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Физическое развитие, физическая подготовленность и работоспособность у детей с нарушением интеллекта дошкольного возраста
Отличительной особенностью ребенка дошкольного возраста является непрерывный рост и развитие, которые проявляются в количественных и качественных изменениях, происходящих в организме. К последним следует отнести функциональную и морфологическую дифференцировку всех органов и тканей, их структурную ...

Определение целей и возможности использования Интернета для изучения иностранного языка
Если иметь в виду Интернет, то также, прежде всего, важно определиться, для каких целей мы собираемся использовать его возможности и ресурсы. Например: - для включения материалов сети в содержание урока (интегрировать их в программу обучения); - для самостоятельного поиска информации учащимися в ра ...

Культурный архетип, менталитет и национальный характер
Преподавателю высшей школы, на наш взгляд, абсолютно необходимо владеть основными понятиями культуры. Список этих понятий довольно обширен, однако необходимо заметить, что многие термины культуры так или иначе определяются, используются другими гуманитарными науками, такими как педагогика, психолог ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru