Комплексная работа с текстом

Образование и педагогика » Комплексная работа с текстом

Страница 2

Осуществлению взаимосвязи в изучении слова и текста способствует использование на занятиях (в классе и дома) такого вида упражнений, как комплексная работа с текстом. В процессе комплексной работы с текстом решаются задачи, связанные с основными видами речевой деятельности, совершенствуются орфографические, пунктуационные навыки учащихся.

Целью уроков комплексного анализа текста является формирование языковой, коммуникативной и литературной компетенции, а также развитие языкового чутья, воспитание эстетического чувства языка. Организация на уроке устной коммуникации с вопросами интерпретационного характера или же чтение произведения с элементами герменевтического анализа помогает развитию речевых способностей школьников и повышению уровня их языковой компетенции. Именно это принципиальное соображение вызвало к жизни новый тип урока - урок-коммуникацию, позволяющий учителям поддерживать мотивацию к изучению языковых средств. Ведущим методом этого урока является интерпретация текста, а приемами - виды языкового разбора. Интерпретация текста - это высказывание участниками урока коммуникации своих толкований, формулирование того, что стоит за языковыми средствами текста, восстановление авторского замысла.

Интерпретация - толкование слов (морфем), словосочетаний, предложений - как средство понимания настолько вариативна, что, во-первых, порождает естественную речевую среду, без которой невозможно мотивированное обучение языку и речи. Во-вторых, неожиданным образом создает живую и необходимую учебную ситуацию, которая становится воспитывающей, обучающей и развивающей личность ученика на уроках родного языка.

Методика работы на уроках связана с применением всех видов языкового разбора: фонетического, морфемного, словообразовательного, этимологического, лексического, морфологического, синтаксического и стилистического. Но это не привычный формальный подход, когда избирается слово (или др. единица языка) и потом оно разбирается в соответствии с памяткой из школьного учебника в отрыве от речевой ситуации. Это функционально-семантический и системно-стилистический подходы, каждый из которых характеризуется необходимостью понять:

какова роль конкретной (избранной для конкретного урока) языковой единицы для понимания смысла текста и

что делают ее составные части (части этой единицы: морфемы - для слова; слова и словосочетания - для предложения; предложение и их строение - для текста и т.п.) или что делают категории этих языковых единиц для создания общего содержания произведения.

текст герменевтический учитель словесник

Мой опыт показывает, что работа с комплексным анализом текста позволяет решать множество задач на уроках русского языка. Ученики не только повторяют, обобщают и систематизируют изученное (что, к тому же, важно для успешной подготовки к контрольной работе, зачету, экзамену), но и углубляют (а в ряде случаев расширяют) знания о системе языка и речи. Успех такой работы во многом зависит от составляемых учителем заданий.

Одной из сложных проблем при комплексном анализе текста является характер лингвистических заданий, предлагаемых учителем. Задача здесь состоит в том, чтобы эти вопросы и задания не становились самоцелью, а по мере возможности, во-первых, помогали ученикам создать представление о языковых особенностях текста, одновременно повышая лингвистическую грамотность учеников, во-вторых, постоянно совершенствовали орфографическую и пунктуационную грамотность, в-третьих, заставляли учеников задумываться о содержании, "вовлекая…в процесс речевого общения". Именно это способствует развитию речи и интеллектуальному росту учеников, пробуждает у них заинтересованность в изучении чисто лингвистических явлений. Другими словами, составляя перечень языковых заданий к конкретному тексту и формулируя их, учитель должен помнить о мотивированности самих заданий, об их логической последовательности и связи с содержанием.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Природа и сущность человека
Человек, - писал Н.А. Бердяев, - есть принципиальная новизна в природе. Первичной предпосылкой существования конкретного человеческого индивида является жизнь его тела. Тело - это часть естественной природы, и в этом отношении человек предстает как вещь среди других вещей, включенных в общий эволюц ...

Олимпиадное движение как инновационная форма организации обучения
Олимпиадное движение (как форма организации обучения) – активная творческая созидательная деятельность всех участников образовательного процесса (преподавателей и студентов) на основе интеграции коллективной и соревновательной деятельности, направленная на достижение целей обучения (основной образо ...

Познавательное отношение к природе как задача экологического воспитания детей
Интерес ведет человека к бесконечным целям познания, которые начинаются с удивления. В свою очередь, удивлением для дошкольника может быть окружающая действительность, являющаяся источником пробуждения познавательных интересов. Ребенка старшего дошкольного возраста, у которого развит познавательный ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru