Ученые объяснили, как образование продлевает жизнь

Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.

Старшая профильная школа: какой она будет

В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.

Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания

Образование и педагогика » Формирование основ экономической культуры дошкольников » Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания

Страница 1

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что проблема содержания экономического воспитания дошкольников сложна и неоднозначна. На самом деле, экономическое воспитание как процесс формирования экономического мышления, развития деловых качеств, общественной активности и предприимчивости лишь отчасти применимо к дошкольникам в силу возрастных особенностей их психического развития.

А.Д. Шатова полагает, что «смысл работы по экономическому воспитанию состоит в том, чтобы привить детям правильное отношение к тому, что сделали и делают для них взрослые, уважение к труду людей, благодаря которому создан «предметный мир, облагораживающий жизнь».

В экономическом воспитании дошкольников необходимо особый акцент сделать на его взаимосвязи с нравственным воспитанием. В условиях капитализации экономики представления подрастающего поколения о справедливости, честности часто смещаются в сторону вседозволенности, стяжательства, эгоизма и стремления разбогатеть любой ценой.

Период старшего дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования первоначальных представлений о морально-правовых основах рынка, которыми, по мнению Б.Т. Лихачева, являются «простые нормы человеческой морали: честность, прочность и надежность данного слова; вежливость, уважение к сотруднику, партнеру, потребителю».

Для эффективности процесса экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста исследователями определены оптимальные педагогические условия. Остановимся на первом условии – создание экономически воспитывающей среды, направленной на формирование таких нравственно-экономических качеств личности, как бережливость, ответственность, деловитость, предприимчивость, обеспечивающие жизнедеятельность в обществе (см. таблицу 2).

Опираясь на исследование И.И. Пидкасистого, под экономически воспитывающей средой понимается совокупность окружающих ребенка явлений, событий, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в мир социально-экономических отношений.

Содержанием экономически воспитывающей среды выступают:

- предметно-пространственное окружение (создание игровой экономической зоны);

- социально-поведенческое окружение (родители, педагогический коллектив ДОУ);

- событийно-познавательное окружение (экскурсии, встречи с интересными людьми);

- информационное окружение (кроссворды, иллюстрации, макеты вывесок магазинов, банков, сервисных центров, образцы монет, карта промышленных предприятий города).

Педагог, профессионально использующий влияние данных социальных агентов, придает этому влиянию целевую направленность, переводя социальную ситуацию развития в педагогическую - тем самым создавая воспитывающую среду, направленную на формирование ведущих нравственно-экономических качеств.

Таблица 2. Нравственно-экономические качества личности ребенка старшего дошкольного возраста

Нравственно-экономические качества

Характеристика нравственно-экономического качества

1.

Бережливость

Положительное качество личности, выражающееся в сохраняющем отношении к личному, общественному, семейному или государственному имуществу, экономном расходовании материалов и средств. Бережливость есть положительное отношение к результата чужого и собственного труда, личной собственности, к вещам, к природе.

2.

Ответственность

Нравственное качество личности, отражающееся в способности человека отвечать за свои поступки. Ответственность распространяется на всю социально значимую деятельность человека, осуществляемую им в условиях возможности свободного выбора. Формируется как результат требований, которые предъявляются к личности. Воспринятые ею, они становятся внутренней основой мотивации поведения ребенка.

3

Деловитость

Черта личности, включающая четкость и организованность в работе, умение находить наиболее рациональные способы решения возникающих практических задач, настойчивость и последовательность в преодолении трудностей и достижений поставленных целей.

4.

Предприимчивость

Деловое качество личности, проявляющееся в энергичности, находчивости, изобретательности, практической сметке и деловитости в решении поставленных задач. Она проявляется в выборе рационального решения, выборе рационального способа действия (например, какие выбрать материалы для поделки), выборе своей роли в предложенной игре.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Роль аналитико-синтетических рассуждений в формировании умений решать задачи алгебраическим способом
Многие учителя математики, работая с текстовыми задачами, стремятся в процессе обучения как можно быстрее перейти к решению их алгебраическим способом, не понимая, что решение текстовой задачи арифметическим способом (т.е. по действиям, с постановкой вопросов к каждому действию или с пояснением) уч ...

Анализ текста и его уровни
Интерес к лингвистическому анализу художественного текста как к филологической дисциплине базируется на важнейшей проблеме интерпретации художественного текста с позиции получателя, т.е. читателя. В настоящее время отмечено некое несовершенство существующих инструментов анализа, приводящее к тому, ...

Когнитивный диссонанс как источник познавательной активности
Из взаимосвязанных элементов любой дидактической системы - целей и содержания обучения, его технологий и организационных форм, средств обучения, преподавателей и обучаемых - системообразующим является тот, который в наибольшей степени испытывает влияние метасистемы высшего уровня - системы вуза или ...

Искусственный интеллект в образовании

Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru