Актуальность проблемы и темы исследования: в современном обществе наблюдаются стремительные изменения в разных сферах, в частности, в экономике страны. В условиях нового механизма хозяйствования человек должен самоидентифицироваться и самоактуализироваться.
Это ставит его перед необходимостью обладать экономическим мышлением, деловыми качествами, способностью к предпринимательству. Требования общества сделали проблему экономического воспитания актуальной и применительно к дошкольному возрасту, поскольку ребенок с малых лет соприкасается с такими экономическими категориями, как труд, вещи, стоимость, деньги.
Дефицит в области экономической подготовки детей и взрослых в нашей стране обнаружились совсем недавно.
Перестройка социально-экономической жизни, попытки перехода к рыночной экономике потребовали экономических знаний, соответствующей экономической культуры. Чтобы восполнить этот пробел, необходимо было ввести предмет «экономика» на всех уровнях образования и создать соответствующие учебные пособия.
Проблема исследования: как влияет на уровень экономической воспитанности старших дошкольников специально созданные педагогические условия по повышению уровня экономической воспитанности старших дошкольников.
Цель данной работы состоит в том, чтобы раскрыть смысл и значение экономического воспитания старших дошкольников, определить и экспериментально проверить уровень экономической воспитанности старших дошкольников до проведения специально организованной работы по повышению уровня овладения экономическими знаниями и после нее.
Гипотеза: процесс экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста будет успешен, если педагогическими условиями выступают:
Наличие в воспитательно-образовательном процессе целостной модели экономического воспитания детей, включающей в себя системообразующие звенья: цель, содержание, деятельность, педагогические условия и прогнозируемый результат;
Создание воспитывающей среды, направленной на формирование таких качеств личности как бережливость, ответственность, предприимчивость, обеспечивающие жизнедеятельность в обществе;
Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в экономическом воспитании детей.
Задачи исследования:
Изучить состояние проблемы экономического воспитания в историко-педагогической и научно-методической литературе;
Определить педагогические условия экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста;
Выявить критерии, показатели и уровни экономической воспитанности детей.
Теоретической базой экономического воспитания дошкольников являются, прежде всего, исследования в области нравственного и трудового воспитания дошкольников В.Г. Нечаевой, Р.И. Жуковской, Л.А. Пеньевской, Т.А. Марковой, Г.Н. Годиной, В.И. Логиновой, Д.В. Сергеевой и др.
В последние годы появились работы, посвященные экономическому воспитанию дошкольников, таких как А.Д. Шатова, О.И. Меньшикова, М.Ю. Стожарова и др.
В работе использованы следующие положения программы А.Д. Шатовой «Дошкольник и экономика»:
Личность развивается в деятельности;
Базовой деятельностью человека является труд;
Сущность экономического воспитания – формирование разумных потребностей и бережного отношения к окружающему.
Объект исследования – процесс экономического воспитания детей в современном дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования – формирование основ экономической культуры дошкольников.
Методы исследования:
Изучение и анализ педагогической и методической литературы по данной проблеме;
Изучение передового педагогического опыта;
Анализ программ воспитания и обучения детей дошкольного возраста;
Анкетирование;
Беседа.
Структура и объем курсовой работы состоит из:
- введения;
- двух глав;
- заключения,
- списка литературы, использованной при написании работы;
- приложения.
Еще по теме:
Результаты экспериментальной деятельности по исследованию эстетического
опыта у детей младшего школьного возраста
После завершения формирующего этапа нашего исследования, который предполагал повысить уровень эстетического воспитания, был организован и осуществлен второй констатирующий этап исследования, цель которого - выявить уровень сформированности эстетических качеств после реализации формирующего этапа. Б ...
Обучение дошкольников решению задач проходит через ряд взаимосвязанных
между собой этапов
Первый этап – подготовительный. Основная цель этого этапа – организовать систему упражнений по выполнению операций над множествами. Так, подготовительный к решению задач на сложение являются упражнения по объединению множеств. Упражнение на выделение части множества проводятся для подготовки детей ...
Проблемы развития детей в условиях детского дома и интерната
В 1984–1985 годы в нашей стране была предпринята попытка комплексного реформирования всех звеньев образования. Предполагалось придать приоритетный характер развитию этой жизненно важной сферы. Целевая установка реформы: «все ценное, добытое трудом нескольких поколений педагогов, советской школой и ...