Формирование основ экономической культуры дошкольников

Образование и педагогика » Формирование основ экономической культуры дошкольников

Актуальность проблемы и темы исследования: в современном обществе наблюдаются стремительные изменения в разных сферах, в частности, в экономике страны. В условиях нового механизма хозяйствования человек должен самоидентифицироваться и самоактуализироваться.

Это ставит его перед необходимостью обладать экономическим мышлением, деловыми качествами, способностью к предпринимательству. Требования общества сделали проблему экономического воспитания актуальной и применительно к дошкольному возрасту, поскольку ребенок с малых лет соприкасается с такими экономическими категориями, как труд, вещи, стоимость, деньги.

Дефицит в области экономической подготовки детей и взрослых в нашей стране обнаружились совсем недавно.

Перестройка социально-экономической жизни, попытки перехода к рыночной экономике потребовали экономических знаний, соответствующей экономической культуры. Чтобы восполнить этот пробел, необходимо было ввести предмет «экономика» на всех уровнях образования и создать соответствующие учебные пособия.

Проблема исследования: как влияет на уровень экономической воспитанности старших дошкольников специально созданные педагогические условия по повышению уровня экономической воспитанности старших дошкольников.

Цель данной работы состоит в том, чтобы раскрыть смысл и значение экономического воспитания старших дошкольников, определить и экспериментально проверить уровень экономической воспитанности старших дошкольников до проведения специально организованной работы по повышению уровня овладения экономическими знаниями и после нее.

Гипотеза: процесс экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста будет успешен, если педагогическими условиями выступают:

Наличие в воспитательно-образовательном процессе целостной модели экономического воспитания детей, включающей в себя системообразующие звенья: цель, содержание, деятельность, педагогические условия и прогнозируемый результат;

Создание воспитывающей среды, направленной на формирование таких качеств личности как бережливость, ответственность, предприимчивость, обеспечивающие жизнедеятельность в обществе;

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в экономическом воспитании детей.

Задачи исследования:

Изучить состояние проблемы экономического воспитания в историко-педагогической и научно-методической литературе;

Определить педагогические условия экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста;

Выявить критерии, показатели и уровни экономической воспитанности детей.

Теоретической базой экономического воспитания дошкольников являются, прежде всего, исследования в области нравственного и трудового воспитания дошкольников В.Г. Нечаевой, Р.И. Жуковской, Л.А. Пеньевской, Т.А. Марковой, Г.Н. Годиной, В.И. Логиновой, Д.В. Сергеевой и др.

В последние годы появились работы, посвященные экономическому воспитанию дошкольников, таких как А.Д. Шатова, О.И. Меньшикова, М.Ю. Стожарова и др.

В работе использованы следующие положения программы А.Д. Шатовой «Дошкольник и экономика»:

Личность развивается в деятельности;

Базовой деятельностью человека является труд;

Сущность экономического воспитания – формирование разумных потребностей и бережного отношения к окружающему.

Объект исследования – процесс экономического воспитания детей в современном дошкольном образовательном учреждении.

Предмет исследования – формирование основ экономической культуры дошкольников.

Методы исследования:

Изучение и анализ педагогической и методической литературы по данной проблеме;

Изучение передового педагогического опыта;

Анализ программ воспитания и обучения детей дошкольного возраста;

Анкетирование;

Беседа.

Структура и объем курсовой работы состоит из:

- введения;

- двух глав;

- заключения,

- списка литературы, использованной при написании работы;

- приложения.

Еще по теме:

Средства, формы и методы экономического воспитания детей
Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации. Использование разнообразных форм дает воспитателю возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания экономики интересным, доступным. Главное - говорить ...

Психолого-педагогические исследования в области применения экспериментирования как метода развивающего обучения дошкольников
Решение задачи формирования готовности педагогов к использованию экспериментирования как метода развивающего обучения детей дошкольного возраста предполагает теоретическое осмысление феномена «экспериментирование». Слово «эксперимент» происходит от греческого слова «experimentum», что переводится к ...

Проблемный анализ состояния образовательных учреждений
Численность учащихся в школе № 9 236 человек. Из них 167 обучаются по развивающей программе (Эльконин-Давыдов и Занков). Обучение в начальной школе организованно в одну смену. Учебно-воспитательный процесс строится в основном по традиционной классно-урочной системе с применением технологий развиваю ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru