Психолого-педагогические исследования в области применения экспериментирования как метода развивающего обучения дошкольников

Образование и педагогика » Критерии готовности педагогов к использованию экспериментирования » Психолого-педагогические исследования в области применения экспериментирования как метода развивающего обучения дошкольников

Страница 1

Решение задачи формирования готовности педагогов к использованию экспериментирования как метода развивающего обучения детей дошкольного возраста предполагает теоретическое осмысление феномена «экспериментирование».

Слово «эксперимент» происходит от греческого слова «experimentum», что переводится как «проба, опыт».

Из исходного смысла греческого «experimentum» и из приведенных выше определений видно, что в узком смысле слова термины «опыт» и «эксперимент» являются синонимами: понятие опыт по существу совпадает с категорией практики, в частности, эксперимента, наблюдения. Однако в широком понимании опыт выступает и как процесс воздействия человека на внешний мир, и как результат этого воздействия в виде знаний и умений. В науке эксперимент используется для получения знаний, неизвестных человечеству в целом. В процессе обучения он применяется для получения знаний неизвестных данному конкретному человеку.

Как и большинство слов русского языка, «экспериментирование» является многозначным словом. Оно может выступать как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний, и как один из видов познавательной деятельности детей и взрослых, как это видно из определений, приведенных выше. Мы рассматриваем экспериментирование как метод обучения дошкольников.

Известно, что метод обучения определяют как способ взаимосвязанной деятельности педагога и воспитанников, направленной на реализацию целей обучения.

Ряд исследователей (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, В.И. Загвязинский) определяют место интересующего нас метода в группе исследовательских методов (классификация по характеру познавательной деятельности).

И.П. Подласый определяет сущность исследовательского метода обучения таким образом:

педагог вместе с детьми формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок занятия;

знания детям не сообщаются, они самостоятельно добывают их в процессе исследования проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов. Средства для достижения результата также определяют сами дети;

деятельность педагога сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач;

процесс обучения характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью.

В.И. Логинова и П.Г. Саморукова относят экспериментирование к группе практических методов (классификация по источнику знаний), и отмечают, что данный метод направлен на то, чтобы помочь ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете.

По определению В.А. Титова, практические методы обучения – это такие методы, с помощью которых педагог придаёт познавательной деятельности детей, усвоению новых знаний, умений практический характер. Ведущими практическими методами обучения являются: упражнения, опыты и экспериментирование, моделирование.

В ходе экспериментирования ребёнок воздействует на объект с целью познания его свойств, связей. А.И. Иванова отмечает достоинства метода экспериментирования:

он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта;

формирует представления о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Выездные интенсивные школы как одна из форм дополнительного образования
Неисчерпаемые возможности содержания и форм дополнительного образования позволяют человеку быть компетентным, где под компетентностью понимается обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо, быть компетентным – т.е. быть обладающим компетенцией, а под компетенцией – «круг вопросов, в которых ...

Новые материальные средства управления и воспитания
Центральный тезис его концепции сводится к тому, что для воплощения в жизнь прогрессивной педагогической теории недостаточно изменить организационные формы учебного процесса и методы учебной работы. Необходимо создать и широко использовать «новые материальные средства обучения и воспитания». Среди ...

Основные принципы организации двигательной деятельности детей на прогулке
В целях насыщения прогулки интересными делами в ее структуру предлагается вносить наблюдения и дидактические задания, совместные со взрослым трудовые действия и подвижную игру. При этом значительная часть времени отводится самостоятельной деятельности детей. Все эти структурные части выступают не к ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru