Процесс воспитания нравственных ценностей у младших подростков в классном коллективе

Образование и педагогика » Педагогические условия воспитания нравственных ценностей у младших подростков в классном коллективе » Процесс воспитания нравственных ценностей у младших подростков в классном коллективе

Страница 4

Прежде всего, усложняются способы организации коллективной жизни – коллектив переходит к полному самоуправлению. Вместе с тем стремление к самостоятельности, к взрослости является специфическим для учащихся подростковых классов.

Коллектив, прошедший на первом этапе под руководством педагога школу целого ряда творческих дел, теперь самостоятельно планирует сложную деятельность. Самодвижение коллектива особо проявляется в процессе его творческой деятельности. Появляются отношения творческого сотрудничества, взаимообучения и взаимопомощи членов коллектива. Эти отношения становятся самостоятельной ценностью в коллективе.

Организационные срывы, творческие неудачи, нарушения этики оцениваются учащимися по-разному. В разных оценках проявляются две противоречивые тенденции в отношениях ответственной зависимости: Нравственная и сугубо деловая. Важно опереться на ту его часть, которая представляет и отстаивает нравственные начала в отношениях, а, следовательно, во всей жизни коллектива. Особую роль здесь играет анализ, обсуждение не только итогов дела и самих деловых отношений, но и мотивов, которые за ними стоят, осознанности поведения, умений совершать поступки и т.д.

Функция педагога: конкретизация воспитательных задач применительно к отдельным группам учащихся, а затем и к каждому, осуществление воздействий на отношения членов коллектива.

Второй этап можно считать состоявшимся, когда цели деятельности и все начинания коллектива приобретают для него нравственный смысл; коллектив переживает бурное развитие самоуправления, практической деятельности и на их основе деловых отношений; у членов коллектива формируются устойчивые мотивы увлеченности различными сторонами коллективной деятельности.

Третий этап. На третьем этапе изучение учащихся приобретает новое значение. Это объясняется его спецификой – интенсивным нравственным формированием личности в коллективе. Необходимо вести систематическое наблюдение за поведением воспитанников: от чего они получают удовольствие, при каких обстоятельствах огорчаются, какими бывают в присутствии людей и как поступают, когда уверены, что за ними не наблюдают. Всё это во многом раскроет главенствующие в поведении воспитанника мотивы.

К третьему этапу коллектив подходит, опираясь на пройденный опыт яркой, увлекательной коллективной жизни. Важно своевременно использовать этот опыт для решения новых, более сложных задач, требующих, прежде всего, нравственных усилий, идейности. Новая, более сложная деятельность требует для своего успеха бескорыстия, умения понять другого человека, готовности поступиться своим интересом, удобством, временем не только ради товарищей, но и для незнакомых людей. Именно на третьем этапе происходит подлинное открытие человека человеком, переживание ценности человеческой личности.

Суть педагогического руководства - в его предельной индивидуализации. В условиях подлинного самоуправления, многогранной деятельности и нравственно ценных отношений учителю необходимо заботиться о максимально точном "попадании" воздействия коллектива на личность. Это значит систематически изучать и корректировать жизненную позицию каждого – его отношение к целям коллектива, к смыслу жизни, к роли в деятельности, к товарищам по классу, друзьям, учителям, родителям, к людям вообще. Это значит также корректировать принятую воспитанником к исполнению программу самовоспитания, включая и самообразование.

Итак, третий этап можно считать состоявшимся, когда цели деятельности, её общественно ценный смысл для воспитанников приобрели побуждающее значение, определяя их поведение и взаимоотношения в коллективе; коллектив переживает интенсивное формирование гуманистических отношений широкого плана; опыт коллективной жизни обогащается морально-политическими знаниями, что содействует его осознанию, обобщению и тем самым качественно новому уровню; поведение школьника в коллективе приобретает устойчивость, из ситуационного оно превращается в саморегулируемое, этому способствует процесс самовоспитания – предъявление к себе требований широкого нравственного плана; самодвижение коллектива приобретает качество самоопределения: члены коллектива самостоятельно вырабатывают не только частные, но и общие, нравственно ценные цели своей жизни.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Минимальное дизартрическое расстройство – как стойкое нарушение звукопроизношения в дошкольном возрасте
Минимальное дизартрическое расстройство (стертая дизартрия) - одно из наиболее часто встречающихся в детском возрасте речевое расстройство, при котором ведущим в структуре речевого дефекта является стойкое нарушение фонетической стороны речи. Для минимальных дизартрических расстройств характерно: - ...

Особенности развития ребенка раннего возраста
Жизнь ребенка начинается задолго до его появления на свет. В зависимости от условий внутриутробного развития организм новорожденного характеризуется широко варьированными физиологическими особенностями. Физиологическая незрелость младенца характеризуется не только отставанием в развитии физиологиче ...

Модель опытно-экспериментальной работы
В данном параграфе раскрывается логика опытно-экспериментальной работы: цель, задачи, этапы, содержание и условия, дается краткая характеристика используемых в ходе эксперимента диагностик и методов; выявляется исходный уровень готовности педагогов к использованию экспериментирования как метода обу ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru