Ученые объяснили, как образование продлевает жизнь

Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.

Старшая профильная школа: какой она будет

В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.

Процесс воспитания нравственных ценностей у младших подростков в классном коллективе

Образование и педагогика » Педагогические условия воспитания нравственных ценностей у младших подростков в классном коллективе » Процесс воспитания нравственных ценностей у младших подростков в классном коллективе

Страница 1

В данном параграфе будет рассмотрен сам процесс воспитания нравственных ценностей у младших подростках в классном коллективе с точек зрения педагогов: Караковского В.А, Новиковой Л.И, Конниковой Т.Е, Казакиной М.Г с тем, чтобы понять механизм воспитания нравственных ценностей, его структуру и последовательность.

Воспитательная система строится на определенной совокупности идеалов, ценностей. Караковский В. А и Новикова Л.И считают, что общечеловеческие ценности могут стать системообразующим фактором воспитательной системы.

Концепция духовно-нравственного развития определяет те нравственные ценности, которые необходимо воспитывать в педагогическом процессе в современных условиях: "патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству; социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство; гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания; семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода; труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость; наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира; традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога; искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие; природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание; человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество".

Конечно, сам перечень понятий, образующих некую совокупность общечеловеческих ценностей, ещё ничего не даёт для решения проблемы овладения ими. Однако, как отмечают Караковский и Новикова: "осмысление их педагогами – первый шаг в работе по преподнесению их учащимся". Далее на основе осознания ценностей педагогами важно провести корректировку всего учебно-воспитательного процесса школы, добиваясь того, чтобы общечеловеческие ценности в нем присутствовали достаточно полно: на уровне знания о них, эмоционального их восприятия, нравственного опыта.

Это достигается, прежде всего, за счет включения детей в деятельность, связанную с познанием общечеловеческих ценностей, с их эмоциональным восприятием, с реализацией нравственных установок. На формирование и реализацию ценностных установок должны быть направлены и специально создаваемые в детской среде ситуации, побуждающие детей к адекватному их восприятию.

Также Караковский и Новикова выделяют три возможных пути воспитания данных ценностей:

Первый – создание комплексной программы воспитания конкретного образовательного учреждения, построенной на данных общечеловеческих ценностях.

Второй – формирование отдельных целевых программ.

Третий – разработка совместно с детьми своеобразных общественных договоров, фиксирующих принятые в конкретном коллективе нормы общежития, обращения, отношений.

Как отмечает Т.Е. Конникова, значение мотивов в нравственном формировании ребенка уже давно признано в педагогике воспитания. Задачу воспитания нравственных ценностей можно считать выполненной тогда, когда ребенком усвоены навыки положительного поведения или знания нравственных норм; она решена, когда удается сформировать у ребенка стойкие нравственные мотивы, постоянно побуждающие его к положительному поведению.

В условиях школы каждый ученик находится в определенном сообществе: классном коллективе. Для младшего подростка коллектив сверстников играет роль большую, чем педагог, поэтому для воспитания нравственных ценностей педагогу необходимо задействовать ресурс класса, посредством которого и будет происходить необходимое воспитание.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Искусственный интеллект в образовании

Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru