Процесс воспитания нравственных ценностей у младших подростков в классном коллективе

Образование и педагогика » Педагогические условия воспитания нравственных ценностей у младших подростков в классном коллективе » Процесс воспитания нравственных ценностей у младших подростков в классном коллективе

Страница 3

В советской педагогике сложилась своя теория воспитания, отличная от западной, признающей ведущую роль детского опыта. "Приобщение к нравственным ценностям путем накопления детьми непосредственного жизненного опыта требует точной целенаправленной мотивации детской деятельности и тщательно продуманных способов её организации" - считает Т.Е. Конникова. Т.е организованный детский коллектив важнейшее средство нравственного формирования личности. Его нельзя понять как влияние внешнего фактора, к нему нельзя подходить, рассматривая лишь отдельные формы взаимосвязи личности и коллектива, не затрагивая главного содержания жизни всего детского коллектива, характер детского опыта, мотивы и позиции ребенка в коллективе.

Того же мнения придерживается и Васильева З.И, отмечая, что опыт, полученный в целенаправленном процессе гораздо ценнее, нежели ситуативный: "Придавая большое значение специальной работе по вооружению учащихся нравственными знаниями и оценками, мы исходили из того, что сами собой нравственные установки и высокие идейные мотивы не сформируются на должном уровне из обыденных житейских представлений и того узкого личного нравственного опыта, который складывается стихийно".

Функция коллектива всегда связана с нравственным формированием ребенка. Механизм воздействия коллектива на личность вступает в действие при условиях: Если в группе имеется устойчивая общность целей, привлекательных для всех участников; если группа практически действует в направлении осуществления этих целей, а не ограничивается только вербальным общением по поводу этих целей; если организация коллектива такова, что ребенок фактически может активно участвовать в осуществлении общих целей, т. е выступать в качестве субъекта деятельности, а не только в позиции исполнителя, по каким-либо обстоятельствам вынужденного в ней участвовать.

М.Г Казакина рассматривает поэтапное движение организованного коллектива, его переход с одной ступени на другую в зависимости от появления новообразований в сферах практической деятельности коллектива, его самоуправления, в сфере отношений; а главное - в сфере нравственного развития коллектива, о чем можно судить по тем изменениям, которые происходят в мотивах деятельности и поведения членов коллектива.

Первый этап. Началом организации коллектива является выдвижение перед детьми общественно ценной цели их будущей жизни. В ней должно получить отражение не только то, что будут делать дети, но и как они будут жить. Эта цель обязательно должна содержать осознаваемую ими перспективу и сплочения их коллектива, и собственного роста - нравственного, трудового, творческого. Подростков привлекает перспектива жить и работать в настоящем коллективе, участвовать в таких делах, которые открывают возможность проявлять и развивать ценимые ими качества.

Цель коллективной жизни с её общественно ценным нравственным смыслом на первом этапе следует рассматривать как далекую, труднодостижимую перспективу. Путь к её осуществлению – это сложный путь "преодоления и борьбы", путь нравственного роста каждого члена коллектива. В этом воздействии коллектива на нравственное становление личности – суть его движения и развития.

Следующий важный шаг на первом этапе – коллективное планирование. Оно требует обязательного специального обсуждения в коллективе. Пусть ведет его на первых порах учитель, пусть предложения детей будут подчас примитивными или фантастическими. Руководящая и направляющая роль учителя всегда скажется в предложении более значимых идей, поддержке детской инициативы. Коллективно принятый план близких и средних перспектив – важнейшее условие их последующей реализации.

Содержание и способы организации деятельности на первом этапе, рождаемая ими позиция активно действующего человека создают атмосферу заинтересованности у учащихся, ощущение принадлежности к интересному коллективу, который живет по-новому. Переживается удовлетворение от собственного роста.

Второй этап. Коллектив развивается, совершает поступательное движение при условии решения все более сложных задач.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Особенности воображения как психического процесса
Данный параграф посвящен теоретическому обзору по объекту исследования. Проблема развития воображения относится к наименее четко определенной и разработанной в педагогике и психологии, в связи с чем перед нами стоит задача охарактеризовать творческое воображение как психический процесс. Интерес к п ...

Работа по развитию слухового восприятия устной речи
Развитие слухового восприятия глухих школьников предполагает обучение детей различению, опознаванию и распознаванию на слух различного речевого материала (текстов, фраз, словосочетаний, слов, слогов и даже отдельных звуков). Это обучение осуществляется в ходе всего учебно-воспитательного процесса н ...

Информатизация дошкольного образования в России
Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования обусловлен требованием современного развивающегося общества, которое нуждается в том, чтобы его члены были готовы к труду в десятки раз более производительному и творческому, что обеспечивается наукоемкостью всех информационных средств - ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru