Ученые объяснили, как образование продлевает жизнь

Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.

Старшая профильная школа: какой она будет

В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.

Особенности воображения как психического процесса

Страница 3

2. Символизация, по определению З. Фрейда, это процесс «превращения мысли в образы». Символизация – термин ключевой для постижения художественного творчества. Искусство символично. Оно рассказывает о своих тайнах с помощью символов. Язык символов – таинственный, многозначный, недоступный одной формулировке, содержательно неисчерпаемый.

3. Гиперболизация – парадоксальное усиление, увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. А также изменение количества частей предмета или их смещение (многорукие боги, семиглавый Змей-Горыныч).

4. Акцентирование – заострение, подчеркивание каких-либо признаков предмета. Результатом этого приема могут быть как минимальные изменения содержания образа, так и полная его трансформация.

5. Схематизация – выделение основных черт сходства отдельных явлений. Например, создание художником орнамента, элементы которого взяты из растительного мира.

6. Одухотворение, «оживление» образов и явлений природы.

7. Инверсия – перевоплощение в противоположность (Царевна-лягушка, Щелкунчик).

8. Комбинирование – сгущение (концентрация) образов до контаминации (наложения). Существует аналогичный термин в литературоведении – «собирательный образ». В результате сгущения несколько отдаленных образов предстают как единое целое.

У Выготского Л.С. подробно описывается психологический механизм творческого воображения. Этот механизм включает в себя выделение отдельных элементов предмета, их изменение, соединение элементов в новые целостные образы, систематизацию этих образов и их «кристаллизацию» в предметном воплощении. Хорошо известные «муки творчества» как раз и связаны со стремлением образов воображения к воплощению. «Это и есть подлинная основа и движущее начало творчества»- пишет Л.С. Выготский.

Л. С. Выготский, труды которого положили начало школьной психологии, сформулировал три закона развития творческого воображения.

1. Творческое воображение находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего личного опыта человека. Воображение строится из реальных элементов, чем богаче опыт – тем богаче воображение. Это основной закон воображения, выразителями которого были В. Вундт и Т. Рибо, говорившие, что воображение способно создавать многочисленные новые комбинации из прежних элементов. Вот почему у ребенка воображение беднее, чем у взрослого человека, это объясняется бедностью его опыта. «После момента накопления опыта»,- говорит Рибо,- «наступает период назревания или высиживания». Комбинирующая деятельность мозга основывается на памяти, опирается на неё и располагает всё в новые и новые сочетания. Отсюда следствие: надо помогать ребенку накапливать опыт, образы и знания (эрудицию).

2. Можно представить то, что сам не видел, но о чем слышал или читал.

То есть можно фантазировать на основе чужого опыта. Например, можно себе представить землетрясение или цунами, хотя этого никогда не видел. Без тренировки это трудно, но можно. Здесь воображение не воспроизводит того, что было воспринято в прежнем опыте, а создает на основе опыта новые комбинации. Здесь тоже прослеживается зависимость воображения, от прежнего опыта (наличие представлений о безводности, песчанности, огромных просторах, животных населяющих пустыню). Такая форма связи становится возможной только благодаря чужому или социальному опыту. Эта форма представляет наиболее важное значение для педагога. В этом смысле воображение приобретает важную функцию - оно становится средством расширения опыта человека, т.к. он может вообразить то, чего он не видел. Получается двойственная и взаимная зависимость воображения и опыта. Если в первом случае воображение опирается на опыт, то во втором – сам опыт опирается на воображение.

3. Содержание воображаемых предметов или явлений зависит от наших чувств в момент фантазирования. И наоборот, предмет фантазии влияет на наши чувства. Можно так «сфантазировать» свое будущее, что это будет руководством на всю жизнь, а можно нафантазировать ужасов и бояться войти в темную комнату. Чувства, как и мысль, движут творчеством. Всякое чувство, эмоция стремится воплотиться в известные образы, соответствующие этому чувству. Эмоция обладает, как бы способностью подбирать впечатления, мысли и образы, которые созвучны тому настроению, которое владеет нами в данную минуту. В горе и радости мы все видим другими глазами. В свою очередь, образы фантазии служат внутренним выражением наших чувств (черный цвет-траур, красный – восстание, белый – торжество). Это влияние эмоционального фактора на комбинирующую фантазию психологи называют законом общего эмоционального знака. Сущность его сводится к тому, что впечатления или образы, имеющие общий эмоциональный знак, имеют тенденцию объединяться между собою, несмотря на то, что никакой связи ни по сходству, ни по смежности между этими образами не существует. Получается комбинированное воображение, в основе которого лежит общее чувство, объединяющее разнородные элементы. Согласно З. Фрейду два принципа регулируют психическую деятельность ребенка: принцип удовольствия и принцип реальности. Ребенок стремится в начале получить удовольствие, положительную эмоцию, а затем начинает действовать. Однако существует обратная связь воображения с эмоцией. Сущность этого закона формулирует Т. Рибо следующим образом: «Все формы творческого воображения заключают в себе аффективные элементы». Это значит, что всякое построение фантазии обратно влияет на наши чувства, и если это построение не существует само по себе в действительности, то вызываемое им чувство является реально действенным, реально переживаемым человеком. Поэтому надо призвать эмоцию, передавая ученику какое-нибудь представление. Когда мы имеем перед собой полный круг, описанный воображением, оба фактора - интеллектуальный и эмоциональный – оказываются в равной степени необходимыми для акта творчества.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Цели и задачи изучения физики
Основными целями изучения физики являются: 1. освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира; знакомство с основами фундаментал ...

Олимпиадное движение как инновационная форма организации обучения
Олимпиадное движение (как форма организации обучения) – активная творческая созидательная деятельность всех участников образовательного процесса (преподавателей и студентов) на основе интеграции коллективной и соревновательной деятельности, направленная на достижение целей обучения (основной образо ...

Должностная инструкция педагога
Настоящая должностная инструкция разработана на основе единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), утверждённого Министерством здравоохранения и социального развития РФ от 14 ав ...

Искусственный интеллект в образовании

Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru