Ученые объяснили, как образование продлевает жизнь

Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.

Старшая профильная школа: какой она будет

В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.

Проектирование и разрешение проблемных ситуаций

Страница 1

Для учебного процесса наиболее ценными являются проблемные ситуации, которые помогают раскрывать логику развития важнейших научных теорий и идей. Эти идеи возникали всякий раз, когда появились противоречия между положениями теории и новыми опытными фактами, требующими своего осмысления и объяснения, выдвижения новых гипотез. Следование этому естественным путем отражает требования дидактических принципов последовательности и систематичности изложения, сознательности усвоения, повышает научность курса на доступном студентам уровне. Исторически разрешение проблемных ситуаций порой занимало довольно продолжительный период времени, многие их этапы в свете современного знания являются анахроничными. В связи с этим желательно построение курса, свободное от исторических случайностей, но опирающееся на историческую необходимость. Такая методологическая концепция проводится автором и поддерживается участниками конференций по проблемному обучению. Учебное познание не повторяет научное познание во всех деталях, оно оставляет за кадром те проблемные ситуации, которые носили только исторический характер и никого не могут удивить с позиций сегодняшнего дня, либо оказываются недоступными на определенных этапах обучения. В дидактических целях и здесь целесообразно отходить от исторического описания, а использовать или конструировать иные ситуации, приводящие к таким же современным результатам, но более эффективным и коротким путем.

Проектированию проблемных ситуаций способствует систематизация и классификация противоречий, характерных как для учебного процесса, так и самой изучаемой дисциплины. На первом этапе следует провести выделение из учебного материала дисциплины тех вопросов, которые могли бы стать предметом проблемной ситуации. Здесь непременно должны присутствовать реальные противоречия, разрешение которых служило прогрессу науки и сохранило свое познавательное и педагогическое значение. Стоит также определить все трудные для восприятия места, обратить внимание на все парадоксальные, оригинальные и неожиданные результаты. Необходимо изучить предшествующий опыт и спрогнозировать возможные ошибки студентов и даже предоставлять им право ошибаться («педагогическое провоцирование противоречий»).

Второй подготовительный этап должен быть посвящен анализу фактических знаний студентов, на основе которых будет строиться каждая проблемная ситуация, т.к. своевременность ее подачи окажется весьма важной. Затем наступает время непосредственной подготовки противоречия: средства его создания зависят как от вида учебного занятия, так и от характера противоречия. Это могут быть лабораторный или демонстрационный эксперимент, описание реального или гипотетического события, теоретические выкладки. На лекциях и практических занятиях часто используют учебные задачи с невыделенным явно неизвестным, с неполными или избыточными исходными данными, с противоречивыми данными, с бессмысленным формальным решением, с отсутствием решения, с множеством решений, с противоречивым или неожиданным результатом и т.д

На следующем этапе необходимо спрогнозировать вероятную реакцию студентов на противоречие, их оценку проблемной ситуации, их возможные гипотезы для ее разрешения, степень их затруднения. Это позволяет проектировать пути разрешения противоречия. Его можно полностью предоставить студентам, либо помочь им наводящими вопросами, подсказать возможные ответы, указав направление мысли, перенести на другое занятие, давая возможность поломать голову самостоятельно, либо разъяснить все ошибки и недоразумения и обосновать правильный ответ, сочтя аудиторию достаточно эмоционально подготовленной к его восприятию. Завершающий методологический анализ позволит выявить причины возникновения противоречия, механизмы его проявления, сделать необходимые обобщения и сформулировать практические выводы и рекомендации.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Психолого-педагогическая сущность эстетического воспитания
Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удово ...

Понятие «активные методы обучения»
Термин «активные методы обучения» или «методы активного обучения» появился в литературе в начале 60-х годов ХХ века. Этот термин характеризует особую группу методов, используемых в системе обучения, и построенных на использовании ряда социально-психологических эффектов и феноменов (эффекта группы, ...

Краткая характеристика физкультурной минутки для учащихся младших классов
Физкультурные минутки – это физические упражнения, проводимые в классе во время урока. Правильно и вовремя проведенные физкультурные минутки являются эффективным средством для повышения внимания и активности детей и лучшего усвоения ими учебного материала. Также они благотворно влияют на весь орган ...

Искусственный интеллект в образовании

Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru