Ученые объяснили, как образование продлевает жизнь

Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.

Старшая профильная школа: какой она будет

В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.

Методологические, дидактические и психологические основания проблемного обучения

Образование и педагогика » Когнитивная технология обучения студентов по предмету "Архитектура" » Методологические, дидактические и психологические основания проблемного обучения

Страница 1

Концепция проблемного обучения имеет более чем полувековую историю. Оно возрождалось в разных формах и тридцать, и двадцать лет назад, иногда и в директивном порядке. Был период увлечения проблемным методом преподавания, когда учебный материал преподносится в виде серии проблем, разбор которых проводится с активным участием обучаемых. Проблемное обучение в этом виде стимулирует активность, обеспечивает мотивацию, возбуждает познавательный интерес к предмету, однако оставляет в стороне формирование естественнонаучного мировоззрения и научного мышления, не использует их возможности. Спустя годы метод модифицировался в проблемно-целевой, когда вузам предлагалось считать, что «проблемный характер всему процессу обучения студентов придает четкая постановка важнейших народнохозяйственных задач». Дважды цитируемое в Фейнмановских лекциях по физике утверждение Гиббонса о том, что «обучение редко приносит плоды кому-либо, кроме тех, кто предрасположен к нему, но оно им почти не нужно», казалось бы почти не оставляет места для педагогической деятельности. Однако психологические исследования показывали, что лишь на треть процесс обучения обусловлен способностями обучаемого, а на остальные две трети его эмоциональным состоянием. Последнее и должен создавать преподаватель. Существуют разные методы, в том числе и курьезные. Одним из действенных все же остается проблемное обучение, при котором интерес к обучению основан на самом изучаемом предмете. Это особо подчеркнуто в материалах всесоюзных и международной конференций по проблемному обучению физике, которые были посвящены анализу его состояния, его технологиям, методикам создания и разрешения проблемных ситуаций в учебном процессе.

В работах по проблемному обучению встречаются разные толкования проблемной ситуации. Часто ее интерпретируют как состояние озадаченности и затруднения. Проблема иногда трактовалась как задача, которая не имеет готовых средств и способов решения. Несостоятельность такого подхода довольно резко критиковалась в публикациях, хотя и получила некоторое обоснование в теории мыслительной познавательной деятельности. Проблемным обучением названа учебная деятельность, направленная на совместное разрешение проблемно-поисковых задач, в основе которых лежат реальные противоречия, из которых выделяются апория, антиномия, дилемма, парадокс. Проблемная ситуация представляется как особый вид умственного взаимодействия с таким психологическим состоянием обучаемого, которое требует новых, ранее неизвестных ему знаний или способов деятельности, как система развития, оптимального управления познавательной деятельностью. Метод проблемного обучения максимально использует непроизвольное внимание и запоминание путем создания и разрешения проблем.

Сложилось мнение, что бесспорные достоинства проблемного обучения относятся скорее к сфере мотивации и познавательного интереса, чем к выработке и осуществлению стратегии решения, причем считается, что обучаемому отводится роль наблюдателя, а не соучастника. Также иногда утверждается, что переложение вузовских курсов в проблемно ключе невозможно, его использование происходит фрагментарно. Сразу же отметим, что эффектная лекционная демонстрация не менее фрагментарна, однако значительная часть лекции может быть построена на ее основе. Такую композиционную роль сыграют и удачно созданные проблемные ситуации.

Основная масса педагогов по проблемному обучению приняла такой подход, согласно которому проблемное обучение должно быть основано на понятии «научная проблема», сутью которой является противоречие. Причем не формальное противоречие следствия исходным посылкам, а диалектическое, которое затем разрешается и продвигает вперед процесс познания. В проблемной ситуации выделяются две стороны: пассивная - понятие в большей мере психологическое, и активная - сугубо дидактическая. Пассивная первична, она может служить основой учения, формирования умений, либо стать базой для создания активной ситуации, моделирования условий более эффективного проявления противоречия для глубокого понимания прочного усвоения.

Проблемное обучение проигрывает в информационной передаче фактов, но, обучая принципам, а не рецептам, решает в корне недоступные тому задачи. Недостаточность методологического обоснования проблемного обучения заключалось в отсутствии опоры на самые общие законы психологии познания. Обучение является особым процессом отражения действительности, и его можно и нужно строить и понимать как возникновение и разрешение противоречий. Этот естественный для любого научного познания путь должны проходить и студенты.

Любая научная проблема уже содержит реальные противоречия изучаемых объектов, противоречив сам процесс познания вообще, а кроме того, противоречия имеются в знаниях каждого конкретного студента. Эти три возможности объективно созданы для реализации проблемных ситуаций, которые могут моделировать внутренние противоречия самой науки, строиться на недостаточном или одностороннем ее понимании, либо на небогатом опыте и знаниях студентов. Можно вспомнить все то, чем были обусловлены собственные ошибки при поиске истины, а также взглянуть на все глазами обучаемого, выстраданные на пути проб и ошибок знания которого станут для него родными и прочными. Можно и управлять этим процессом, даже организовывая такие ошибки, на которых учиться будет продуктивнее.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Обучение говорению с применением ролевых игр
Прием ролевой игры сравнительно недавно вошел в методический арсенал средней школы, поэтому целесообразно остановиться на нем более подробно. Если драматизация предполагает в основе определенный текст (пьесу, сценарий), которому точно следуют "актеры", то ролевая игра не имеет в своей осн ...

Особенности развития аутичного ребенка
Раннее развитие аутичного ребенка в целом укладывается в примерные сроки нормы; вместе с тем существует два варианта общего своеобразного фона, на котором происходит развитие. В первом случае у такого ребенка с самого начала могут проявляться признаки слабости психического тонуса, вялости, малой ак ...

Разработка структуры урока с помощью технологии модульного обучения
Технология модульного обучения на практике осуществляется с помощью учебных модулей. Учебным модулем называется унифицированный по структуре фрагмент программы, оформленный как ее самостоятельная часть и предназначенный в первую очередь для индивидуального обучения. Учебный модуль, как воспроизводи ...

Искусственный интеллект в образовании

Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru