Ученые объяснили, как образование продлевает жизнь

Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.

Старшая профильная школа: какой она будет

В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.

Когнитивный диссонанс как источник познавательной активности

Образование и педагогика » Когнитивная технология обучения студентов по предмету "Архитектура" » Когнитивный диссонанс как источник познавательной активности

Страница 2

Мышление - это высший познавательный процесс (после восприятия, распознавания, памяти), порождающий новое знание, которого не было у субъекта, ни у действительности в ее чувственных проявлениях. Оно выходит за пределы чувственного данного и почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, определяет связи, которые в восприятии не даны, его итог не образ, а идея, мысль, понятие. Сознание проблемной ситуации не всякому дано, а именно оно является начальным этапом любого мышления, поскольку проблемная ситуация содержит в себе противоречие и не имеет однозначного решения. В ситуации с высокой неопределенностью, когда исходные данные не поддаются точному анализу, часто поможет воображение того, что никогда не воспринималось чувственно, оно является атрибутом любой учебной деятельности. Обучение чаще всего акцентируется на конвергентном мышлении, опирающемся на фактическую информацию.

Р. Солсо подтверждает мнение И.В. Бестужева-Лады о неспособности большинства людей к абстрактным умозаключениям, поскольку понимание мира путем непосредственного наблюдения и чувственных впечатлений достаточно эффективно, чтобы обеспечить выживаемость. Простой силлогизм правильно решали лишь 20 процентов студентов МГУ, остальные ничем не отличались от среднеазиатских крестьян 30-х годов и вождей племени кпелле в Либерии, которые, кстати, по числу ошибок не отставали от студентов американских колледжей. Однако оказывается, что о процессах мышления нельзя судить по ответам на вербальные логические задачи, не выяснив, как они понимаются, как кодируется и преобразуется информация.

Важнейшим принципом теоретического познания является разделение единого и познание противоречивых частей его. Противоречие как единство противоположностей свойственно естествознанию, важная цель которого - преодоление трудностей, препятствий, парадоксов, недоразумений, либо проблем. Проблемность систем научного знания выработала соответствующие формы отображения противоречий: задачи, вопросы и задания. Задача ставит субъекта в ситуацию ощущения отсутствия объекта, поиск которого затруднен и требует познавательной деятельности при осознании ее необходимости и намерении найти выход из ситуации без конкретного указания. Если существует общий подход к решению с подстановкой в него конкретных данных, то задача считается типовой. Если задача не может быть решена на основе имеющегося знания, то она превращается в проблему, а творческой является такая, способ решения которой объективно неизвестен. Особое положение занимает учебная задача.

По В.И. Гинецинскому, это схематизированная форма описания уже достигшей требуемого результата познавательной деятельности, ориентированной на воссоздание ее условий в учебном процессе. Параметрами ее оценки являются корректность, сложность, трудность, диагностичность, креативность. Дидактическая корректность требует нахождения решения в зоне ближайшего развития субъекта учения, сложность определяется числом связей между данными и требуемых для решения операций. Интенсиональную форму учебной задачи принято называть учебным заданием, которое представляет собой прием обучения, состоящий в требовании выполнить учебные действия для усвоения субъектом учения определенного содержания учебной дисциплины.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Методика эстетического воспитания дошкольников посредством музыки
Представление о прекрасном в жизни и искусстве формируется в детстве. Многие считают особенно ценным и оправданным для этого этапа в жизни человека комплексный метод в изучении искусств. Они утверждают, что для гармоничного развития необходимо приобщение к трем базовым видам искусства: музыке, живо ...

Методы учебной работы
Френе указывал на большую опасность авторитарной педагогики, требующей слепого подчинения детей учителю. При «дрессировке на послушание» ученик привыкает исполнять распоряжения, но теряет способность критически мыслить; «после страшного опыта фашизма такая система воспитания не должна бы иметь защи ...

Виды межпредметных связей в содержании обучения биологии
Совокупность функций межпредметных связей реализуется в процессе обучения тогда, когда учитель биологии осуществляет все многообразие их видов. В.Н. Максимова выделяет несколько видов: различают связи внутрицикловые (связи биологии с химией, физикой) и межцикловые (связи биологии с историей, трудов ...

Искусственный интеллект в образовании

Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru