Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.
В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.
По мнению В.Н. Максимовой межпредметные связи призваны выполнять ряд функций.
Образовательные функции межпредметных связей. Совершенствование содержания образования в школе опирается на комплексное использование в обучении межпредметных связей. Это является одним из критериев отбора и координации учебного материала в программах смежных предметов. Взаимное согласование и интеграция видов знаний и умений, которые отражены в новых программах, стало возможным благодаря многочисленным исследованиям конкретных взаимосвязей между предметами внутри циклов. В центре внимания большинства исследователей стоит анализ развития общих естественнонаучных понятий, законов, теорий. Разная степень обобщенности научных понятий воплощается в разных уровнях связей: внутрикурсовые, внутрипредметные, внутрицикловые, межцикловые. Так, межпредметные связи, раскрывающие диалектику отношений «строение – свойство – функция» на примере органических веществ, позволяют учащимся осмыслить закономерные связи между веществом, массой и энергией в биохимических процессах. При этом межпредметные связи выступают как дидактическое условие, метод отражения в индивидуальном сознании ученика объективных взаимосвязей различных форм движения материального мира, единства теории и практики.
Образовательные функции межпредметных связей естественнонаучных и гуманитарных предметов нацелены на формирование целостной системы знаний ученика о природе и обществе, единой научной картины мира.
Воспитательные функции межпредметных связей. Анализ исследований показал, что повышение образовательного уровня обучения с помощью межпредметных связей усиливает его воспитывающие функции. Очевидно, что интегрирование и координация содержания учебных предметов закладывают прочный фундамент научного миропонимания. Широкие философские обобщения – материальное единство и познаваемость мира, законы развития и взаимосвязь явлений природы и общества – основываются на фундаментальных законах естествознания и обществознания. Поэтому формирование дилектико – материалистического мировоззрения базируется на осуществлении особенно важных связей между циклами предметов.
Развитие методологических понятий (закон, явление, процесс, гипотеза, модель), создающих системность знаний ученика, возможно лишь на основе широких межпредметных связей. Психологической основой исследований, раскрывающих взаимодействие образовательных и воспитательных функций межпредметных связей, выступает закономерное единство сознания, чувств и действий в психической деятельности человека. Обеспечение этого единства в обучении есть одно из педагогических условий комплексного подхода, направленного на формирование мировоззрения как интегрального личностного образования.
Идеи комплексного подхода к обучению усилили научный поиск, нацеленный на выявление воспитательных функций межпредметных связей.
Развивающие функции межпредметных связей. Повышая научно-теоретический и идейно-воспитательный уровни содержания знаний, межпредметные связи активизируют умственную деятельность школьника. Исследователи проблем умственного развития учащихся видят в межпредметных связях не только средство формирования гибкой и продуктивной системы знаний, но и обобщенных способов действий. Межпредметные связи рассматриваются как один из путей развивающего обучения, который ведет к формированию качественно новых образований в учебной деятельности школьников – межпредметных понятий и межпредметных умений.
Развивающие функции межпредметных связей влияют на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся. Анализ развивающих функций связан с изучением деятельности. Среди общих (межпредметных) видов деятельности рассматриваются речевая, измерительно-расчетная, творческая и др. Это направление получило развитие в исследованиях, предметом которых выступили обобщенные умения, характеризующие определенные виды деятельности, общие для ряда предметов (М.Я. Голобородько, А.В. Усова и др.).
Еще по теме:
Жизнедеятельность классного коллектива младших подростков
В данном параграфе будут рассмотрены особенности классного коллектива младших подростков и место класса в воспитательной системе. Для этого обратимся к работам Караковского В.А, Новиковой Л.И и Васильевой З.И с тем, чтобы выявить ту базу, на которой предстоит осуществление процесса воспитания нравс ...
Реализация технологии развивающего обучения на уроках
различной целевой направленности
Несмотря на многообразие типов, все уроки в традиционной системе обучения ориентированы на развитие ученика через деятельность учителя. Однако Закон РФ «Об образовании» требует от современной школы сформировать у выпускников способность к саморазвитию. Не только развивать, но и учить развиваться – ...
Особенности просодики у детей со стертой дизартрией
Стертая дизартрия характеризуется нарушениями звукопроизношения и просодической стороны речи, которые обусловлены наличием неврологической микросимптоматики. В основе нарушения при этом расстройстве могут лежать легкие остаточные нарушения иннервации артикуляционного, голосового, дыхательного аппар ...
Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.