Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.
В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.
Методологическая функция межпредметных связей, как считает В.Н. Максимова, проявляется в важнейших направлениях усовершенствования процесса обучения, которые отвечают социальным требованиям развития личности школьника.
1. Межпредметные связи, выражая диалектический метод познания, способствуют повышению теоретического и научного уровня обучения. В педагогике и психологии проблема повышения теоретического уровня обучения поставлена как проблема рационального сочетания абстрактного и конкретного знания. Концепция теоретического обобщения (В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.) основана на признании первостепенного значения «исходных абстракций», обобщенных идей в учебном познании. Последующие исследования и практика показали, что для их восприятия и усвоения учащимися необходимы определенная эмпирическая база знаний и сочетание индукции и дедукции в обучении (М.Н. Скаткин, Г.И. Щукина и др.). Процесс восхождения от абстрактного к конкретному оказывается продуктивным лишь в неразрывном единстве с процессом сведения конкретного к абстрактному. В решении этих вопросов существенная роль принадлежит межпредметным связям. Действительное знание предмета складывается при возможно полном охвате всех его сторон, связей и опосредований. Необходимо рассматривать всю «совокупность многоразличных отношений этой вещи к другим». Методологическая функция межпредметных связей в учебном познании и заключена в обнаружении единства в многообразии процессов и явлений, изучаемых разными учебными предметами. Межпредметные связи выявляют общее, особенное и единичное в изучении объектов.
2. Межпредметные связи привносят в учебное познание методологический аппарат современной науки. Их осуществление способствует приобщению школьников к системному методу мышления. Они расширяют область познания, выделяя связи между элементами знаний из разных учебных дисциплин в качестве специальных объектов усвоения. Ориентация на усвоение межпредметных связей сталкивает учащихся с методологическими проблемами правомерности переноса и синтеза знаний из разных научных систем. Это усиливает взаимодействие дедукции индукции, анализа и синтеза, обобщения и конкретизации при общем росте поисковых путей познания. Межпредметные связи выступают как метод деятельности ученика, развивающий у него способность к синтезу знаний из разных предметов. Межпредметные связи требуют выдвижения новых, более обобщенных познавательных задач. Они вызывают потребность и формируют соответствующую способность в развитии умений учащихся обобщать знания из разных предметов, в единичном видеть общее и с позиций общего оценивать особенное.
3. Межпредметные связи формируют научное мировоззрение учащихся, которое выступает в качестве методологического ориентира в познании и оценке явлений действительности. Содержание мировоззрения должно охватывать все компоненты общественного сознания, в которых отражается объективная действительность. Оно должно всесторонне отражать единую научно-философскую картину мира и закономерности ее познания. Поэтому формирование мировоззренческих убеждений школьников требует усиления философских обобщений при изучении естественнонаучных и гуманитарных предметов. Учащиеся могут понять роль отдельных наук в общей системе знаний о мире и место отдельных явлений в общей научной картине мира лишь в процессе системного освоения основ наук. Этому способствует усвоение с помощью межпредметных связей мировоззренческих идей (философских, политических, общенаучных) как универсальных форм знания, в которых выражено и содержание, и способ познания мира, и отношение к нему.
4. Межпредметные связи обеспечивают систему в организации предметного обучения. Они выполняют свою методологическую функцию в преобразовании процесса обучения тогда, когда идея межпредметных связей используется педагогическим коллективом как регулятивная норма практики. Межпредметные связи побуждают учителя к самообразованию, творчеству и взаимодействию с другими учителями-предметниками. Это способствует повышению педагогического мастерства и сплочению педагогического коллектива в решении единых задач обучения. Систематические межпредметные связи способствуют решению и сугубо учебных задач закрепления предметных знаний и умений учащихся в процессе их постоянного применения в обучении разным предметам.
Таким образом, межпредметные связи являются важнейшим фактором совершенствования процесса обучения в целом, на всех его уровнях. Межпредметные связи выступают как потребность развивающего и воспитывающего обучения современных школьников. Поднимая на более высокий уровень весь процесс обучения, они оказывают многостороннее влияние на личность школьника, усиливая единство его образования, развития и воспитания. Методологическая функция межпредметных связей обеспечивается, когда они используются как метод системного усвоения знаний и как метод совершенствования процесса обучения в предметной системе, его организации в единое целое. Изложенный материал позволяет выдвинуть новый подход к трактовке сущности межпредметных связей и рассматривать их как дидактический эквивалент не только межнаучных связей, но и связей науки с другими формами общественного сознания и видами человеческой деятельности.
Еще по теме:
Педагогическая технология учебно-игровой деятельности
Технология опорных сигналов (логических опорных конспектов). В основе применения данной технологии лежит принцип опоры, который хорошо известен и давно применяется в практике обучения географии. Традиционно в качестве опоры используются яркие словесные описания, рисунок на доске, схемы, картографич ...
Промежуточный этап экспериментального исследования
На данном этапе ребятам предлагалось зарисовать прочитанный текст. Усложнение деятельности на промежуточном этапе экспериментального исследования заключается в том, что учащийся должен сам организовать свою деятельность. Значительная сложность задания состоит в том, что учащийся должен выполнить ег ...
Теоретические подходы в экономическом воспитании
Экономическое воспитание – еще одна из граней воспитательного процесса дошкольников. Потребность в нем была всегда, но значимость усилилась в период реформ 1990-х годов, и стремления нашей экономики к рыночным отношениям. В советские времена ребенок мог знать о наличии денег, например, в жизни вооб ...
Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.