Ученые объяснили, как образование продлевает жизнь

Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.

Старшая профильная школа: какой она будет

В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.

Мотив и мотивация. Развитие мотивации учебной деятельности

Страница 2

Социальные – это мотивы, связанные с тем, что лежит вне самой учебной деятельности. Выделяют следующие мотивы:

1. широкие социальные мотивы (стремление получить знание, чтобы быть полезным обществу);

2. позиционные социальные мотивы (стремление добиться авторитета и одобрения окружающих);

3. мотив сотрудничества с другими людьми в ходе учения.

М.В. Матюхина тоже выделяет два основных типа мотивов. Мотивы, заложенные в самом процессе деятельности: мотивация содержанием, интерес – занимательность,- интерес к фактам; интерес к сути явлений, их происхождению; мотивация процессом, исполнительский – как выполнение деятельности, поисково-исполнительский – как выведение правила, творческий – как самостоятельное составление задания.

Мотивы, связанные с тем, что лежит вне учебной деятельности: широкие социальные мотивы; узколичностные; отрицательные.

Таким образом, в целом, выделяются два типа мотивов: мотивы, непосредственно связанные с учением, и социальные мотивы.

М.В. Матюхина разделяет так же, учебную мотивацию на несколько уровней:

Первый уровень – высокий уровень учебной мотивации, учебной активности. Дети стремятся наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.

Второй уровень – хорошая школьная мотивация. Подобный уровень мотивации является средней нормой, в котором учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью

Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью, они достаточно благополучно чувствуют себя в школе. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

Четвертый уровень – низкая учебная мотивация. Дети с данным уровнем неохотно посещают школу, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.

Пятый уровень – негативное отношение к школе, учебная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью; имеют проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно психические нарушения.

Главная задача мотивации учения - организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика. Поэтому, так важно создавать для школьника ситуации успеха, уделять основное внимание на организацию целенаправленной учебной деятельности. Основная методическая проблема все же остается на учителе - используя различные методы и методические приемы формировать целенаправленную учебную деятельность.

В психологии известно много достаточно много конкретных условий, развивающих учебную мотивацию. Рассмотрим некоторые из них:

способ раскрытия учебного материала - когда изучение предмета идет через раскрытие ребенку сущности, лежащей в основе всех частных явлений, то, опираясь на эту сущность, ученик сам получает частные явления, учебная деятельность приобретает для него творческий характер, и тем самым вызывает у него интерес к изучению предмета;

организация работы над предметом малыми группами - если детей с нейтральной мотивацией к предмету объединить с детьми, которые не любят данный предмет, то после совместной работы первые существенно повышают свой интерес к этому предмету. Если же включить учеников с нейтральным отношением к данному предмету в группу любящих данный предмет, то отношение у первых не меняется;

отношение между мотивом и целью - цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика;

проблемность обучения - на каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные мотивации, задания;

содержание обучения, а именно основу содержания обучения составляют базовые (инвариантные) знания. В обязательном порядке в содержание обучения входят обобщенные методы работы с этими базовыми знаниями.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Идея школы Френе
Мастерская, где главный материал – фантазия В литературе склонны называть Селестена Френе революционером. Селестен Френе ответил на вопрос, как организовать начальную школу в стенах одной-единственной сельской однокомплектной школы на заре ХХ века. Как им, то есть семилеткам, нежнейшему человеческо ...

Содержание коррекционной работы , направленной на развитие словаря шестилетних детей с ОНР III уровня
В процессе организации формирующего эксперимента мы опирались на следующие принципы: -принцип воспитывающего обучения. Правильно организованный коррекционный процесс обучения оказывает влияние на формирование личности в целом. В ходе коррекционной работы вырабатывается произвольность поведения, про ...

Методологические, дидактические и психологические основания проблемного обучения
Концепция проблемного обучения имеет более чем полувековую историю. Оно возрождалось в разных формах и тридцать, и двадцать лет назад, иногда и в директивном порядке. Был период увлечения проблемным методом преподавания, когда учебный материал преподносится в виде серии проблем, разбор которых пров ...

Искусственный интеллект в образовании

Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru