Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.
В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.
При формировании навыков рекомендуется использовать упражнения комплексного характера, включающие решение осмысленных содержательных задач и упражнения аналитического характера на различных формальных объектах. Например, при использовании упражнений первого типа обучение чтению может происходить на целых словах, затем на осмысленных текстах, письму – на буквах и затем текстах; труду – на изготовлении полезных вещей. При использовании же аналитических упражнений письму начинают с отдельных элементов, с букв, бессмысленных слогов и звукосочетаний, а лишь затем переходят к словам.
Приведенные особенности формирования навыков по аналитической и синтетической методикам не всегда оказываются именно такими. Некоторые исследователи обнаруживают прямо противоположные данные. В этой связи трудно найти основание для точных педагогических прогнозов и указаний относительно выбора методов формирования навыков. Тем более что на показатели сформированности навыков оказывают влияние и другие факторы: индивидуальные особенности учащихся, профессиональные и личностные качества учителя, вид формируемых навыков, содержание осваиваемых действий, осознание потребности в этих навыках и др.
Многократно повторенные навыки складываются в привычку, т.е. в стереотипные действия, выполняемые автоматически, без включения сознания и приложения волевых усилий. У каждого человека в его психическом арсенале имеется большое число привычных действий, установок, способов мышления, эмоциональных и поведенческих способов реагирования, которые совершаются как бы сами собой, органично сливаясь с человеком и образуя стиль поведения, специфику включения в систему человеческих отношений.
В течение длительного времени навык понимался как условно-рефлекторное автоматическое действие. Теперь понятно, что это верно лишь для животных и для детей первого года жизни. Попытку объяснить развитие навыков у детей 1–1,5 лет сделал известный швейцарский психолог Ж. Пиаже. Он называл этот период этапом «сенсорного интеллекта». Им были выделены следующие стадии регуляции поведения младенца:
– простая сенсомоторная адаптация (0–1 месяц), характеризуемая врожденными и простейшими условными рефлексами;
– первичные пальцевые реакции типа простых оперантных рефлексов (1 -4 месяца) – это сосание пальца, хватание;
– вторичные пальцевые реакции (4–8 месяцев), связанные с узнаванием предметов и закреплением новых действий (сочетание классических и оперантных рефлексов) – дети протягивают руки к игрушкам, встряхивают, стучат предметами;
– координация первичных двигательных схем и перенос их в новые ситуации (8–12 месяцев), позволяющие осуществлять обход препятствий, поиск новых способов действий для доставания нужных вещей, игрушек.
К концу первого года жизни у ребенка появляются и начинают развиваться формы внешней и внутренней деятельности, речь и сознание. Именно они заменяют чисто рефлекторные формы реагирования и становятся ведущими способами отражения мира и регуляции поведения. Это изменяет всю психологическую структуру действий и способы их освоения.
В практике обучения навыкам используются такие методические приемы, как демонстрация и детальный инструктаж, специальные инструкционные карточки, тренажеры, механические шаблоны и направители движений и т. п. Детальное предварительное ознакомление ученика с помощью всех этих средств с формой требуемых движений, чувственными ориентирами контроля действия и приемами его планирования резко ускоряют освоение действий и формирование соответствующих навыков.
Более высокие результаты появляются тогда, когда выполнение действия управляется на каждом этапе заложенным в инструкции алгоритмом. Важное значение для освоения приемов внутренней регуляции и контроля (сенсорных и интеллектуальных действий) имеет перевод соответствующей информации в собственную речь учащихся. Например, «проговаривание» задания, способов и планов его исполнения; устный «самоинструктаж» в ходе выполнения действия; анализ ошибок, их причин и способов исправления; самоотчет о выполняемых действиях, выбираемых ориентирах и решениях; устное и письменное словесное обоснование избранных способов действия и т. д. Для этих целей могут использоваться и языковые средства: схемы, структуры действия, карты ориентиров, формулы и схемы необходимых рассуждений, графики траекторий движений и последовательности операций, наглядные таблицы и т.д.
Обучающие эксперименты показывают, что применение указанных методов облегчает процесс формирования навыков. Значительно уменьшаются, а иногда и исчезают ошибки, резко сокращается время обучения и т.д.
Формирование отдельного навыка никогда не является самостоятельным изолированным процессом. На него влияет весь предшествующий опыт человека и цель деятельности, которую обслуживает данный навык.
Еще по теме:
Межпредметные связи биологии и физики
Ядром современной естественнонаучной картины мира является физическая картина мира. Биология существенно дополняет и преобразует физическую картину мира, внося в нее обобщенные знания об особенностях протекания физических процессов в биологических системах разного уровня сложности (клетках, организ ...
Классификация игр. Виды и функции игр
Попыток классификации игр немало. Большинство из них либо интуитивны, либо делаются на конкретно собранном материале игр, специально «под этот» материал. На наш взгляд наиболее оптимальный вариант классификации игр следующий: Классификация игр: По месту и условиям проведения. Подвижные на открытом ...
Особенности дислексии, дисграфии у детей, страдающих умственной отсталостью
Процесс овладения чтением умственно отсталыми детьми протекает замедленно, характеризуется качественным своеобразием и определенными трудностями. По данным Г.Я. Трошина, они овладевают чтением в 3 раза дольше, чем нормальные школьники. Ступени обучения чтению у них растягиваются во времени, а проме ...
Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.