Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.
В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.
Необходимо, чтобы школьники были включены учителем в оценочную деятельность в качестве субъекта, и чтобы у них было право на самооценку, а сами оценки были обоснованными.
Для того чтобы оценка носила мотивирующий характер, учитель должен следовать следующим правилам:
1.Всех учащихся, показавших одинаковые результаты, оценивать одинаково.
2.При оценке подчеркивать те стороны деятельности, которые наиболее значимы для самого ученика.
3.Оценивая, выявлять не только недостатки, но и успехи учеников.
4.Уважать личное мнение ученика, его самооценку, проявлять доброжелательность и сдержанность, несмотря ни на что.
5.Стремиться уйти от нежелательного в общении с учеником эмоционального напряжения, испуга, раздражения.
6.Обсуждать с учениками причины ошибок и пути их исправления.
7.Добиваться, чтобы ученик действительно принял оценку и знал, как её улучшить.
8.Создавать у ученика положительный эмоциональный настрой, вселять уверенность в своих силах.
Среди учителей распространено мнение, что мотивацию достижения можно поднять с помощью соревнования. Но далеко не всякое соревнование стимулирует проявление мотива достижения. Если рассмотреть его как задачу, то участников, ориентированных на успех, будет мотивировать то соревнование, в котором шанс победить не менее 50%, а для ориентированных на избегание неудачи еще выше. Поэтому многие дети избегают соревнований как заведомо неуспешных. Чтобы между участниками действительно возникла состязательность, нужен класс или группа одинаковых по способностям детей. Замечено, что в классах, однородных по своему составу, стремления детей к достижениям выше, чем в классах смешанных способностей. Это объясняется тем, что там, где обучаются разные по способностям дети, ситуации достижения нет: слабоуспевающим никогда не догнать лучших, а у лучших просто нет соперников.
Среди прочих условий, одним из важных для проявления стремления к достижению является время. Неограниченное время стимулирует к выполнению творческой деятельности. Необходимо правильно определять то время, за которое требуется выполнить работу: при жестких сроках и недостатке времени учащиеся с мотивом, направленным на избегание неудачи, попадают в ситуацию стресса и практически перестают работать; недостаток времени может мобилизовать только высокомотивированных на достижение успеха школьников.
Ещё одно условие, влияющее на мотивацию достижения, - это личный пример и ролевое поведение значимых взрослых, учителей и родителей.
Чем выше эмоциональная включенность родителей в дела ребенка и соответствующая этому окружающая обстановка, тем выше у ребенка потребность в достижении успеха.
Проведенные исследования указывают на то, что наиболее сильную мотивацию достижений проявляют дети из семей так называемого среднего класса, т.е. семей достаточно обеспеченных и образованных родителей. Это, по-видимому, связано с картиной прогнозируемого ими будущего. Чем в более позитивном свете рассматривается будущее, тем выше уровень мотивации достижения человека в настоящем, т.к. мотив достижения обуславливается оценкой будущих возможностей достижения успехов.
Для формирования уверенности и возникновения у школьников мотивации достижения учителю особенно важно:
1. Создавать атмосферу доверия между учителем и учеником.
2. Быть заинтересованным в успехах детей, иметь авторитет.
3. Видеть индивидуальность каждого ученика и мотивировать его, опираясь на уже имеющиеся у ребенка мотивы.
4. Сделать деятельность учащихся определенной и понятной.
5. Обеспечивать у учеников ощущение продвижения вперед, переживание успеха в деятельности.
Учитывая все перечисленные психолого-педагогические условия, учитель может решить в своем классе проблему развития мотивации.
Таким образом, данные психолого-педагогических исследований свидетельствуют о том, что младший школьный возраст имеет большие резервы формирования мотивационной сферы учения. Главное содержание мотивации в этом возрасте - «научиться учиться». Младший школьный возраст - это начало становления мотивации учения, от которого во многом зависит ее судьба в течение всего школьного возраста.
Еще по теме:
Разработка урока русского языка с элементами лексико-стилистического
анализа на материале повести «Желтая стрела» В. Пелевина
Тема урока: Герой и его время в повести Пелевина «Жёлтая стрела» 11 класс Образовательная цель: сформировать навыки лексико-стилистического анализа как основы выразительности речи Воспитательная цель: воспитывать любовь к красоте слова через постижение разнообразия авторских изобразительных выразит ...
Программа гражданско-патриотического воспитания на
уроках информатики
Цель: воспитать высоконравственных, образованных, творческих, здоровых людей, умеющих и желающих проявлять заботу друг о друге, о коллективе, о Родине с целью улучшения себя и окружающего пространства. Задачи: формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на осно ...
Программа обучения детей в компьютерном классе ДОУ
Целью данной программы является развитие способностей детей дошкольного возраста с использованием современных информационных технологий. Задачи, которые решаются для достижения поставленной цели, можно объединить в следующие группы: I. Группа задач ознакомительно-адаптационного цикла. Задачи: Позна ...
Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.