Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.
В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.
Основная задача школы состоит в том, чтобы создать такую систему обучения, которая бы обеспечивала образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Для достижения этой цели необходимо кардинально поменять отношения ученика и учителя в учебном процессе.
Это изменение состоит в том, что ученик должен учиться сам, а учитель - осуществлять мотивационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, консультировать, контролировать.
Именно в этом, т.е. в обеспечении ученику развития его самостоятельности, коллективизма, умений осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью и заключается отличие технологии модульного обучения от других педагогических технологий.
Принцип модульности предполагает цельность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде системы учебных элементов. Из блоков-модулей как из элементов конструируется учебный курс по предмету. Элементы внутри блока-модуля взаимозаменяемы и подвижны. Освоение учебного материала происходит в процессе завершенного цикла учебной деятельности. Гибкость такого решения основана на вариативности уровней сложности и трудности учебной деятельности.
Поскольку модульное обучение в качестве одной из основных целей преследует формирование у ученика навыков самообразования. весь процесс строится на основе осознанного целеполагания с иерархией ближних (знания, умения и навыки), средних (общеучебные умения и навыки) и перспективных (развитие способностей личности) целей. Осознанность учебной деятельности переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления. Ведущая роль его сохраняется, но в рамках субъект-субъектных отношений в системе «учитель-ученик». Данный метод обеспечивает возможность выбора обучаемым пути движения внутри модуля. Учитель освобождается от чисто информационных функций, делегирует модульной программе некоторые функции управления, которые становятся функциями самоуправления, в чем также заключается отличие модульного обучения от других технологий.
Принципиальные отличия модульного обучения от других систем:
Содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленной целью. Цель формируется для обучающегося и имеет указание не только на объем изучаемого содержания, но и на уровне его усвоения. Кроме того, учащийся получает от преподавателя совет в письменной форме, как рационально действовать.
Изменяется форма общения преподавателя с учащимися. Оно осуществляется через модули и, безусловно, реализуется процесс индивидуального общения управляемого и управляющего.
Учащийся работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации и самоконтролю.
Отсутствует проблема индивидуального консультирования, дозированной помощи учащимся.
Цель модульного обучения — содействие развитию самостоятельности учащихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.
Модульный подход имеет массу преимуществ по сравнению с традиционным учебным процессом как для учащихся, так и для преподавателей.
Преимущества для учеников:
учащиеся точно знают, что они должны усвоить, в каком объеме и что должны уметь после изучения модуля;
учащиеся могут самостоятельно планировать свое время, эффективно использовать свои способности;
учебный процесс сконцентрирован на ученике, а не на преподавателе.
Преимущества для учителей:
учитель имеет возможность концентрировать свое внимание на индивидуальных проблемах обучающихся;
учитель своевременно идентифицирует проблемы в обучении;
учитель выполняет творческую работу, заключающуюся в стимулировании мышления учащихся, активизации их внимания, мышления и памяти, активизации нужных реакций, оказании всевозможной помощи учащимся.
Основные трудности для учащихся:
ученики должны владеть самодисциплиной, чтобы добиваться поставленных целей;
ученики должны выполнять большой объем самостоятельной работы;
ученики сами несут ответственность за свое обучение.
Основные трудности для учителей:
учителям трудно изменить привычный образ мыслей и действий, так как им необходимо отказаться от центральной роли в учебном процессе и стать помощником ученика в достижении поставленных целей;
Еще по теме:
Средства развития детского творчества в дошкольном возрасте
Отечественные психологи и педагоги (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Н.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина, Е.А. Флёрина и др.) доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте и развитие их происходит при овладении общественно выработанными сред ...
Оценка методов педагогики сотрудничества
В основе педагогики сотрудничества заложено продуктивное общение педагогов между собой, сотрудничество детей и взрослых, детей между собой и сотрудничество учеников, родителей и учителей. Просто "сотрудничество" невнятный и пространный призыв, потому что с не привыкшими работать школьника ...
Современное состояние проблемы развития словаря детей с ОНР III уровня
Слово является основной единицей языка. Выступая изолированно, оно выполняет, прежде всего, номинативную функцию — называет конкретные предметы, действия, признаки, чувства человека, общественные явления и отвлечённые понятия. Организуясь грамматически в предложениях, слово оказывается тем строител ...
Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.