Ученые объяснили, как образование продлевает жизнь

Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.

Старшая профильная школа: какой она будет

В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.

Работа по развитию слухового восприятия устной речи

Страница 3

Основная работа над текстом начинается со слухозрительного его восприятия. Сначала текст воспринимается учеником целиком и пересказывается. Учитель следит за внятностью произношения, постоянно предлагая ученику образец правильного произнесения фразы, слова, побуждая ребёнка к сопряжённому, отражённому и самостоятельному проговариванию. После этого текст предлагается для опознавания на слух по фразам, затем в различной последовательности, произвольной комбинации.

Когда ученик начинает свободно опознавать на слух текст и речевой материал текста в разных комбинациях, ему предлагается прочитать текст, написанный на табличке. Во время чтения учитель следит за произношением ученика, учит его читать текст выразительно, правильно делать паузы, сам произносит отдельные слова и фразы, т.е. речь учителя служит образцом. Ученик выполняет ряд заданий по тексту, предъявляемых сразу на слух (выполняет поручения, отвечает на вопросы). В помощь используются макеты, картинки, таблички.

В течение 1 класса все учащиеся, независимо от степени нарушения слуха и слуховой тренировки в дошкольный период, должны научиться опознавать на слух определённый речевой материал. За год обучения дети научаются опознавать на слух до 150 слов и 50 типов фраз.

Работа в основной период

Основной период слуховой тренировки начинается со второго класса. Определённый уровень развития у детей слухового восприятия, достигнутый ко ІІ классу, позволяет изменить подход к работе по развитию слухового восприятия: в последующие годы появляется возможность от четверти к четверти увеличивать объём речевого материала, предъявляемого на слух, усложнять его конструкцию.

Весь речевой материал слуховых упражнений даётся сразу на слух без предварительного слухозрительного восприятия. Если после определённого количества повторений (на фронтальных занятиях до 2 раз, на индивидуальных – до 5-6 раз) этот материал на слух не воспринимается, то лишь в этом случае используется слухозрительное восприятие с последующим опознаванием только на слух.

При восприятии на слух во ІІ классе применяется подсказывающая ситуация – картинки, предметы, ситуация урока (занятия). Начиная с III класса, роль этого приема ограничивается. Дети учатся воспринимать на слух речевой материал без определённого ситуативного поля. Кроме того, большое внимание начинает уделяться восприятию на слух слогов и даже отдельных звуков.

Значительная часть времени уделяется обучению восприятию на слух слов, сходных по звучанию (типа: составить – поставить – расставить; отсутствует - присутствует). Так, в процессе систематической тренировки, у учащихся вырабатывается навык опознавания на слух не только целостных единиц – фраз, словосочетаний и слов, но и отдельных частей слова – слогов и звуков. С III класса учащиеся обучаются восприятию на слух речи друг друга. Для этого используются маленькие экраны. Материал таких занятий является хорошо знакомым учащимся. Дети стремятся к произношению речевого материала в нормальном темпе, сохраняя звуковой состав. С IV класса значительно увеличивается доля восприятия на слух текстов объёмом до 50-60 слов.

Работа по развитию слухового восприятия во II-IV классах строится таким образом, что учащиеся не только накапливают достаточно большой слуховой словарь, но и учатся активно пользоваться своим остаточным слухом в разных ситуациях: при восприятии устной речи, ведении диалога, уточнении содержания воспринимаемого.

Таким образом, развитие слуховой функции и произносительной стороны устной речи у детей с нарушенным слухом в Таганрогской коррекционной школе I - II вида обеспечивается всем ходом учебно-воспитательного процесса. При этом соблюдается преемственность в развитии произносительной стороны устной речи и слухового восприятия в разных организационных формах на специальных занятиях, на общеобразовательных занятиях и во внеурочное время. Наблюдается положительная динамика развития слухового восприятия, наличие качественных изменений слуховой функции неслышащих как следствия целенаправленной слуховой тренировки, а также довольно высокий уровень сформированности навыков устной речи. Учащиеся Таганрогской коррекционной школы I - II вида умеют внятно и достаточно естественно пользоваться устной речью, сохраняя нормальный голос, звуковую и ритмическую структуру, самостоятельно контролировать высоту и силу голоса, слитность речи, воспроизводить её звуковую и ритмико-мелодическую структуру. Достаточно свободное владение устной коммуникацией выпускниками Таганрогской коррекционной школы I-II вида позволяет им более свободно осуществлять выбор учебного заведения профессионального обучения, способствует успешному трудоустройству, социальной адаптации.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Разработка урока русского языка с элементами лексико-стилистического анализа на материале повести «Желтая стрела» В. Пелевина
Тема урока: Герой и его время в повести Пелевина «Жёлтая стрела» 11 класс Образовательная цель: сформировать навыки лексико-стилистического анализа как основы выразительности речи Воспитательная цель: воспитывать любовь к красоте слова через постижение разнообразия авторских изобразительных выразит ...

Взаимосвязь мышления и процесса чтения
Чтение - вид умственной деятельности человека. В процессе чтения человеческим мозгом производится работа по переложению кодов, использованных автором для реализации своего замысла, на более привычную для читателя систему знаков. Происходит выяснение значений языковых единиц. Слова, составляющие тек ...

Роль личностно-ориентированного подхода в формировании у младших школьников мотивации к учению
Одним из двух главных компонентов целостного педагогического процесса является процесс обучения (учебный процесс) - сложный, уступающий, быть может, только процессам воспитания и развития. В современном понимании, по мнению исследователей, для обучения характерно упорядоченное взаимодействие учител ...

Искусственный интеллект в образовании

Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru