Ученые объяснили, как образование продлевает жизнь

Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.

Старшая профильная школа: какой она будет

В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.

Проблема проявления креативных способностей в системе традиционного образования

Образование и педагогика » Прецеденты проявления креативных способностей в практике дополнительного образования » Проблема проявления креативных способностей в системе традиционного образования

В связи с таким пониманием нами креативных способностей, можно смело утверждать, что творческость и ее развитие в системе традиционного образования отсутствует, по крайней мере, ее целенаправленное развитие. Происходить это будет до тех пор, пока в школе не будет задан соответствующий принцип построения образовательного пространства. Основной задачей школы является осуществление последовательности и систематичности обучения. Можно сколько угодно резко и глубоко менять систему образования, но изменение будет продуктивным лишь до тех пор, пока сохраняется указанная последовательность и систематичность. Это изменение связано с изменением трудности и легкости освоения предметного содержания. Например, при традиционном обучении считается очевидным, что освоение бинома Ньютона или дифференциальных уравнений труднее, чем арифметических операций или систем уравнений с двумя неизвестными, и между первым и вторым должно быть помещено еще много разделов последовательно «обобщающих» легкое и простое и тем самым подводящих к трудному и сложному. Введение в содержание обучения логики восхождения от абстрактного к конкретному, а в его форму—логики построения учебной задачи разрушает это наивное представление. Меняются критерии простоты и сложности, а главное — легкости и трудности. Все “ответвления” исходного отношения одинаково сложны и относительно одинаково легки или трудны. По логике построения предмета труднее всего не конкретизация исходного отношения, а его выделение и представление (моделирование), т. е. первый шаг. Трудным должен быть сам переход от одного основания к другому, от одной предметности к другой. Это трудно, поскольку связано с преодолением границ собственного действия, границ орудия построения класса объектов (например, границ действия с меркой на переходе к понятию дробного числа).

В таком направлении речь идет отнюдь не о последовательности «накопления знаний», а о последовательности преодолений человеком своих «центраций», преодолений консервации средств мышления, задающих точку зрения и модель мира. Подобного рода преодоления имеют результатом объективацию собственной точки зрения и модели мира, объективацию оснований и границ своего опыта, их вынесение вовне и превращение в предмет работы (например, в виде определенных обращений ученика к учителю). Школа как выражение последовательности и систематичности имеет смысл как социокультурное воплощение рефлексивного освоения — такого освоения, в котором построение предмета оборачивается построением условий и границ собственных схем действования.

Говоря о таком принципе построения образования в рамках школы, я не утверждаю, что в существующей сейчас системе развитие креативности не может быть зафиксировано, ясно только то, что развитие творческих способностей происходит спонтанно, благодаря личным потенциям человека, но не благодаря специально, искусственно созданным условиям. В этом смысле дополнительное образование рассматривать в данном контексте более целесообразно, потому что, как мне кажется, дополнительное образование - это как бы как мостик между теорией и практикой. Теории у школьника было много, а вот практики не хватает. Не хватает возможности для реализации своих знаний, а если нет возможности свободного полагания контекстов – нет и самоопределения. Говоря словами Ф. М. Достоевского, оно «помогает нашим молодым людям открыть в себе человека», войти в большую жизнь и не потеряться в ней.

Еще по теме:

Об эффективности Вальдорфского образования
В российских условиях вальдорфские школы существуют менее десяти лет, и старшее звено еще только формируется. Однако в московской школе несколько учеников для пробы сил сдавали в этом году экзамены в другие престижные школы и поступили все. Двое перешли в эти школы. Остальные остались в своей. В об ...

Особенности процесса воспитания
Воспитательный процесс имеет ряд особенностей: 1. целенаправленность 2. многофакторность 3. комплексность 4. вариативность и неопределенность результатов 5. двусторонний характер 6. обратная связь. Прежде всего, процесс воспитания целенаправленный. Наибольшую эффективность обеспечивает такая его ор ...

Взаимосвязь мышления и процесса чтения
Чтение - вид умственной деятельности человека. В процессе чтения человеческим мозгом производится работа по переложению кодов, использованных автором для реализации своего замысла, на более привычную для читателя систему знаков. Происходит выяснение значений языковых единиц. Слова, составляющие тек ...

Искусственный интеллект в образовании

Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru