Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.
В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.
Важной задачей педагога, классного руководителя является формирование у подростка способности активно защищать права человека, выражать протест против любых форм дискриминации. 76% опрошенных сталкивались со случаями унижения достоинства человека из-за его национальности или вероисповедания. Задача классного руководителя не просто научить толерантному поведению и выработать общую установку на принятие другого, а сформировать активную толерантность, формула которой понимание плюс сотрудничество.
Старший школьный возраст остается одним из главных этапов в становлении личности. Воспитание толерантности старшеклассников в современной национальной школе следует рассматривать как социальную и педагогическую проблему, которую предстоит решать как окружающему нас обществу, так и педагогическому корпусу.
Становится актуальным вопрос создания и внедрения региональной модели формирования толерантных установок. На наш взгляд, модель системы внедрения и формирования толерантных установок должна быть следующей:
Руководство и контроль.
Программное и информационное обеспечение.
Нормативная база.
Первый блок рассматривается как процесс создания определенных структур, отвечающих за данный вопрос: межведомственная комиссия по воспитанию толерантности, межведомственная комиссия по патриотике, правительственная комиссия по молодежной политике на уровне органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Далее создаются координационные центры толерантности при муниципалитетах и образовательных учреждениях. На уровне учреждений организуется работа советов по внедрению модели толерантности.
Второй блок включает в себя три компонента:
Модульные программы.
Система мероприятий.
Лаборатория толерантности.
Модульные программы преследуют следующие цели: формирование толерантных установок обучающихся, организация курсовой подготовки классных руководителей и родителей, создание программы по обучению руководителей образовательных учреждений, учителей-предметников, классных руководителей.
Система мероприятий, обеспечивающих эффективность воспитания толерантности, включает четыре направления:
Совершенствование содержания, форм, средств воспитания толерантности на региональном, муниципальном уровнях, в образовательных учреждениях.
Повышение квалификации методистов органов управления образованием, руководителей образовательных учреждений и их заместителей, руководителей методических объединений, учителей-предметников и классных руководителей.
Формы организации работы с обучающимися.
Мы также считаем, что сложившаяся в образовательных учреждениях система мероприятий по формированию толерантности должна стать системой традиций. В школах Чувашии подобная деятельность осуществляется в рамках различных проектов. Однако этого явно недостаточно. Так, например, на ежегодный республиканский конкурс проектов по формированию толерантности представляют материалы около 10% образовательных учреждений от общего их числа. Оставшиеся 90% учреждений предпочитают не задумываться над этими вопросами.
В последние годы становится традиционным проведение 16 ноября дней толерантности. Наиболее распространенными формами внеучебной работы по воспитанию толерантности являются творческие мероприятия: фестивали культур, праздники и конкурсы, беседы на классных часах, исследовательские проекты. Менее распространены встречи с представителями диаспор, круглые столы, тренинги, конференции.
Просветительская работа с родителями осуществляется через организацию курсов тематических собраний, лекториев, конкурсов и других мероприятий.
Оправдывает себя создание на базе учреждения высшего профессионального образования лаборатории толерантности, которая оказывает методическую помощь педагогическому корпусу региона. В рамках лаборатории имеется банк данных программ, тренингов, игр, концентрируются данные мониторинговых исследований. Задача лаборатории выработка соответствующих рекомендаций, корректировка модульных программ, консультирование муниципальных методистов по воспитательной работе в вопросах выбора наиболее эффективных форм и методов.
Третий блок региональной модели нормативная база. Вся система деятельности по воспитанию толерантности в современном обществе должна основываться на нормативно-правовой базе это концепция формирования толерантности, региональная целевая программа, критерии уровня сформированности толерантности, методические рекомендации педагогам и родителям.
Предлагаемая модель, на наш взгляд, должна стать возможным катализатором в вопросах формирования толерантности в школьном возрасте, и в частности у старших школьников.
В своей опытно-экспериментальной работе мы опирались на разработанные нашими педагогами концепции и программы воспитания толерантности в образовательных учреждениях. Результаты исследования показали, что на данном этапе развития нашего общества под толерантным поведением пока понимается некая декларируемая норма и практически отсутствует педагогическая толерантность в образовательных заведениях, в семье, в самом обществе в целом. В педагогической деятельности преобладает авторитарный стиль, менее выражено свободное высказывание своего мнения учащимися, компромиссность.
Еще по теме:
Взаимосвязь мышления и процесса чтения
Чтение - вид умственной деятельности человека. В процессе чтения человеческим мозгом производится работа по переложению кодов, использованных автором для реализации своего замысла, на более привычную для читателя систему знаков. Происходит выяснение значений языковых единиц. Слова, составляющие тек ...
Организация и итоги студенческой олимпиады 2013 года
В 2012 году кафедра социальной работы вошла в состав Института комплексной безопасности и была преобразована в кафедру социальной работы и социальной безопасности. Таким образом, концепт «социальная безопасность» получил академическую базу для развития. Коллектив кафедры надеется, что традиции и оп ...
Коррекционная работа по формированию просодической стороны речи у детей 5-6
лет со стертой дизартрией
Коррекционная работа по формированию просодической стороны речи должна проводиться по следующим направлениям: Развитие речевого дыхания Развитие силы голоса Развитие темпо – ритмической стороны речи Развитие мелодико-интонационной стороны речи Данные направления работы представлены ниже в плане – п ...
Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.