Ученые объяснили, как образование продлевает жизнь

Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.

Старшая профильная школа: какой она будет

В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.

Воспитание толерантности старшеклассников как социальная и педагогическая проблема

Образование и педагогика » Воспитание толерантности старшеклассников как социальная и педагогическая проблема

Страница 2

Важной задачей педагога, классного руководителя является формирование у подростка способности активно защищать права человека, выражать протест против любых форм дискриминации. 76% опрошенных сталкивались со случаями унижения достоинства человека из-за его национальности или вероисповедания. Задача классного руководителя не просто научить толерантному поведению и выработать общую установку на принятие другого, а сформировать активную толерантность, формула которой понимание плюс сотрудничество.

Старший школьный возраст остается одним из главных этапов в становлении личности. Воспитание толерантности старшеклассников в современной национальной школе следует рассматривать как социальную и педагогическую проблему, которую предстоит решать как окружающему нас обществу, так и педагогическому корпусу.

Становится актуальным вопрос создания и внедрения региональной модели формирования толерантных установок. На наш взгляд, модель системы внедрения и формирования толерантных установок должна быть следующей:

Руководство и контроль.

Программное и информационное обеспечение.

Нормативная база.

Первый блок рассматривается как процесс создания определенных структур, отвечающих за данный вопрос: межведомственная комиссия по воспитанию толерантности, межведомственная комиссия по патриотике, правительственная комиссия по молодежной политике на уровне органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Далее создаются координационные центры толерантности при муниципалитетах и образовательных учреждениях. На уровне учреждений организуется работа советов по внедрению модели толерантности.

Второй блок включает в себя три компонента:

Модульные программы.

Система мероприятий.

Лаборатория толерантности.

Модульные программы преследуют следующие цели: формирование толерантных установок обучающихся, организация курсовой подготовки классных руководителей и родителей, создание программы по обучению руководителей образовательных учреждений, учителей-предметников, классных руководителей.

Система мероприятий, обеспечивающих эффективность воспитания толерантности, включает четыре направления:

Совершенствование содержания, форм, средств воспитания толерантности на региональном, муниципальном уровнях, в образовательных учреждениях.

Повышение квалификации методистов органов управления образованием, руководителей образовательных учреждений и их заместителей, руководителей методических объединений, учителей-предметников и классных руководителей.

Формы организации работы с обучающимися.

Мы также считаем, что сложившаяся в образовательных учреждениях система мероприятий по формированию толерантности должна стать системой традиций. В школах Чувашии подобная деятельность осуществляется в рамках различных проектов. Однако этого явно недостаточно. Так, например, на ежегодный республиканский конкурс проектов по формированию толерантности представляют материалы около 10% образовательных учреждений от общего их числа. Оставшиеся 90% учреждений предпочитают не задумываться над этими вопросами.

В последние годы становится традиционным проведение 16 ноября дней толерантности. Наиболее распространенными формами внеучебной работы по воспитанию толерантности являются творческие мероприятия: фестивали культур, праздники и конкурсы, беседы на классных часах, исследовательские проекты. Менее распространены встречи с представителями диаспор, круглые столы, тренинги, конференции.

Просветительская работа с родителями осуществляется через организацию курсов тематических собраний, лекториев, конкурсов и других мероприятий.

Оправдывает себя создание на базе учреждения высшего профессионального образования лаборатории толерантности, которая оказывает методическую помощь педагогическому корпусу региона. В рамках лаборатории имеется банк данных программ, тренингов, игр, концентрируются данные мониторинговых исследований. Задача лаборатории выработка соответствующих рекомендаций, корректировка модульных программ, консультирование муниципальных методистов по воспитательной работе в вопросах выбора наиболее эффективных форм и методов.

Третий блок региональной модели нормативная база. Вся система деятельности по воспитанию толерантности в современном обществе должна основываться на нормативно-правовой базе это концепция формирования толерантности, региональная целевая программа, критерии уровня сформированности толерантности, методические рекомендации педагогам и родителям.

Предлагаемая модель, на наш взгляд, должна стать возможным катализатором в вопросах формирования толерантности в школьном возрасте, и в частности у старших школьников.

В своей опытно-экспериментальной работе мы опирались на разработанные нашими педагогами концепции и программы воспитания толерантности в образовательных учреждениях. Результаты исследования показали, что на данном этапе развития нашего общества под толерантным поведением пока понимается некая декларируемая норма и практически отсутствует педагогическая толерантность в образовательных заведениях, в семье, в самом обществе в целом. В педагогической деятельности преобладает авторитарный стиль, менее выражено свободное высказывание своего мнения учащимися, компромиссность.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Важнейшие педагогические системы формирования и развития слухового восприятия в истории сурдопедагогики
Проблему использования остаточного слуха при обучении глухих детей звучащей речи впервые подняли в XVІ столетии П. Понсе де Леон и Рамирес де Каррион, утверждавшие, что на их занятиях использование остаточного слуха играло большую роль. В XVІІІ в. французский педагог Я.Р. Перейра проводил физиологи ...

Содержание учебного материала по плаванию для детей среднего дошкольного возраста
Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет) должны воспринимать показ и выслушивать пояснение заданий находясь на суше, а затем выполнять их в воде. Показ должен быть четким, правильным и сопровождаться пояснениями. Содержание учебного материала. Беседы о разных способах плавания и их особенностях ...

Описание случаев проявления креативных способностей
Прежде чем перейти к описанию конкретных случаев скажем о том, что нас в первую очередь интересуют молодые люди, которые прошли ту или иную образовательную форму. Нам важно отметить, что действительно эти формы были редуцированны. Описание случаев представлено на основе личного интервью. Анализ слу ...

Искусственный интеллект в образовании

Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru