Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.
В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.
- быстрое завершение без нарастания тонуса в соседних мышцах;
- интенсивность выполнения движения;
- силовое включение в сопротивление (рывками или плавное) требуемому движению;
- симметричность включения речевых мышц обеих сторон при выполнении требуемого положения.
Вся система артикуляционной гимнастики делится на два вида упражнений: статические и динамические. Каждое упражнение имеет свое название. Так, например, статические, на удержание позы: «Лопаточка», «Чашечка», «Иголочка» и др. и динамические: «Часики», «Лошадка», «Качели» и др.
Самым подвижным органом артикуляционного аппарата является язык. Он состоит из корня (основание, которым язык прикреплен к подъязычной кости) и спинки, в которой различают переднюю, среднюю и заднюю части. Особо можно выделить кончик языка (с которой начинается передняя часть спинки языка) и боковые края передней и средней частей языка, так как от их работы зависит качество звуков.
Наибольшей степенью подвижности обладают передняя часть спинки языка и кончик языка. Кончик языка может опускаться за нижние зубы (при звуках [с], [з], [с’], [з’], [ц], [т], [д], [н]), подниматься за верхние зубы (при звуках [т], [д], [н]), прижиматься к альвеолам (при звуках [л], [л’]), дрожать под напором выдыхаемой струи воздуха (при звуках [р], [р’]). Передняя часть спинки языка поднимается к альвеолам и образует с ним щель (при звуках [с], [з], [с’], [з’]), поднимается к небу вместе с кончиком языка и образует щель с твердым небом (при звуках [ш], [ж], [щ]).
В артикуляционную гимнастику входят упражнения, в ходе которых вырабатываются следующие положения кончика языка:
Опущен за нижние зубы - « Почистим зубы»,
Поднят вверх к альвеолам - «Маляр», «Грибок», «Гармошка».
После того как каждое положение будет отработано, дается упражнение на переключение с одного положения языка на другое - « Качели».
Средняя часть спинки языка наиболее ограничена в своих движениях. Без продвижения передней или задней части языка она может только подниматься к твердому небу (при звуке (и) и мягких согласных). Для выработки подъема средней части спинки языка выполняют упражнение « Киска сердиться».
Задняя часть спинки языка может подниматься и смыкаться с небом (при звуках [к], [г], [к’], [г’]) или же образовывать щель с небом (при звуках [х], [х’]). Для отработки этих движений служат упражнения «Пароход гудит», «Прятки».
Боковые края языка могут опускаться и пропускать струю воздуха вбок (при звуках [л], [л’]); могут прижиматься к внутренней поверхности коренных зубов и не пропускать вбок выходящую струю воздуха (при всех остальных согласных звуках).
При произнесении некоторых звуков язык может быть: а) широким, распластанным; для отработки этого положения служат упражнения « Наказать непослушный язык», « Вкусное варенье»,; б) узким; сужению языка способствуют упражнения «Часики», когда дети при приоткрытом рте делают движения кончиком языка от одного угла рта к другому, и «Достань леденец»: детям предлагают улыбнуться, показать зубы, открыть рот и кончиком языка дотянуться до леденца; при этом надо следить, чтобы губы были неподвижны.
В образовании звуков также играет роль подвижность губ. Губы могут вытягиваться в трубочку (при звуке [у]), могут округляться (при звуке [о]), могут обнажать передние верхние и нижние зубы (при звуках [и], [с], [з], [ц], [л] и др.), могут слегка выдвигаться вперед (при звуках [ш], [ж]). Но наибольшей подвижностью обладает нижняя губа. Она может смыкаться с верхней губой (при звуках [п], [п’], [б], [б’], [м], [м’]), образовывать щель, приближаясь к верхним передним зубам (при звуках [ф], [ф’], [в], [в’]). Выработке подвижности губ способствуют упражнения «Кто лучше сделает дудочку?», «Губы круглые, как бублик», «Спрячем зубы».
Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, при этом меняется объем полости рта, что особенно важно при образовании гласных звуков- упражнение «Кормление птенцов». Мягкое небо может подниматься и опускаться. Когда мягкое небо опущено, выдыхаемая струя воздуха проходит через нос, в результате чего образуются носовые звуки ([м], [м’], [н], [н’]). Все остальные звуки - ротовые. Развитию подвижности мягкого неба способствуют упражнения типа «Подуть на одуванчик», «Ветер срывает листок» (покашлять при открытом рте на листок, подвешенный на ниточке).
Итак, при образовании различных звуков каждый орган занимает определенное положение, поэтому логопед должен знать артикуляцию каждого звука. В речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Четкого произношения звуков, слов, фраз можно добиться, если органы артикуляционного аппарата будут достаточно подвижны, а их работа - координирована. Упражнения для развития движений органов артикуляционного аппарата объединены в комплексы. Каждый комплекс имеет определенную направленность. В процессе коррекционной работы важно уделять внимание правильному дыханию. Этому способствуют дыхательно-голосовая гимнастика, где отрабатываются:
Еще по теме:
Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе
специального образования
Учебно-познавательная деятельность человека с особыми образовательными потребностями предполагает применение специфических приемов и средств обучения и воспитания. Принимая во внимание тот факт, что содержание должно быть усвоено детьми с тем или иным отклонением в развитии, спектр и комбинации при ...
Содержание учебного материала по плаванию для детей среднего дошкольного
возраста
Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет) должны воспринимать показ и выслушивать пояснение заданий находясь на суше, а затем выполнять их в воде. Показ должен быть четким, правильным и сопровождаться пояснениями. Содержание учебного материала. Беседы о разных способах плавания и их особенностях ...
Элитарное образование в России к. XI - XVII вв
Уже во время Киевской Руси (конец XI – первая треть XIII века) реализуют присущий им духовно-творческий потенциал яркие исторические личности, которые обладают признаками традиционно свойственными представителям религиозно-теологической, политической и военной элит. Их принадлежность не только к со ...
Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.