Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.
В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.
В настоящее время около 500 млн. человек в мире официально признаны инвалидами вследствие интеллектуальных, физических или сенсорных расстройств, 17% из них являются детьми-инвалидами. По данным министерства здравоохранения и социального развития на август 2011 года, численность детей-инвалидов в России составляет 545 тысяч человек, 12,2% из них проживают в настоящее время в учреждениях-интернатах. Численность детей, впервые признанных инвалидами, - 67121 человек. 23,6% детей-инвалидов страдают заболеваниями различных органов и нарушений обмена веществ, 21,3% - умственными нарушениями и 23,1% детей-инвалидов имеют двигательные нарушения.
В Ставропольском крае (по состоянию на 2011 год), проживают 8495 детей-инвалидов, на учете в органах соцзащиты состоит 7406 детей-инвалидов (87,2% от общего числа), в учреждениях социального обслуживания населения состоит 3297 детей-инвалидов. В течение 2010 года обслужено 2862 ребенка-инвалида; реабилитацию в Краевом реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орленок» прошли 894 ребенка.
Семья является наиболее значимым фактором социализации ребенка и ее влияние в этой связи превосходит воздействие всех других общественных институтов. Что же касается ребенка с ограниченными возможностями здоровья, то роль семьи неизмеримо возрастает, т.к. на нее ложится основное бремя ухода, воспитания и образования таких детей. Присутствие ребенка, имеющего жизненные ограничения, вносит в жизнь семьи много дополнительных проблем, оказывает влияние на всех ее членов. Для воспитания детей, подготовки их к жизни в обществе требуются дополнительные духовные и материальные ресурсы. Однако до последнего времени в исследованиях российских ученых, семьи, имеющие детей-инвалидов, не выделялись в отдельную группу. В зарубежной литературе 1950-1960-х гг., равно как и в отечественной литературе до 1990-х гг., практически нет сведений о состоянии родителей детей с особыми потребностями. Вероятно, отсутствие этой информации обусловлено тем, что большинство детей с ограниченными возможностями помещались для воспитания в закрытые учреждения. До недавнего времени политика изоляции в отношении инвалидов была определяющей тенденцией отечественного общества. Сегодня ситуация качественно меняется. Все больше родителей берут на себя задачи воспитывать ребенка-инвалида в семье, развивается система социальной, профессиональной поддержки, растет профессионализм социальных работников, специализирующихся на помощи семье, издаются законы, разрушающие преграды в жизни инвалидов. Однако символические барьеры сломать порой гораздо сложнее, здесь требуется развитие культурных ценностей гражданского общества, таких как толерантность, эмпатия, уважение человеческого достоинства, гуманизм, равенство прав, независимость.
Семьи, имеющие ребенка-инвалида, как правило, испытывают материальные трудности, а нередко находятся на грани нищеты. Крайне актуальна проблема трудоустройства матерей, несущих тяжелые заботы о детях-инвалидах. На сегодняшний день не достаточно развиты надомные формы трудовой деятельности, услуги «социальной няни», производства неохотно решают вопросы о гибком трудовом графике, неполном рабочем дне для матери ребенка-инвалида.
Также необходимо отметить наличие психологических проблем в семье, имеющей ребенка-инвалида. В подавляющем большинстве случаев ребенка-инвалида воспитывает только мать, отцы обычно покидают семью. Не в полном объеме решен вопрос отдыха семьи, имеющей ребенка-инвалида. Возможности детей-инвалидов в сфере образования, трудоустройства, получения доходов, обеспечения жильем, участия в социальной, культурной, экономической, политической жизни значительно ограничен. Изменение подхода от содержания детей в закрытых учреждениях к семейному воспитанию и созданию необходимых ребенку и его родителям программ междисциплинарного обслуживания вызвало интерес и определило необходимость изучения семейных стратегий микросоциальной адаптации. Только в последние годы проблемы адаптации родителей к рождению ребенка с особыми потребностями стали темой профессионального обсуждения. Практика показывает, что некоторые родители психологически опустошены и подавлены, оставаясь в этом состоянии на долгие годы, тогда как другие стремятся мобилизовать себя и других членов семьи, стараются сформировать позитивный настрой и управлять психотравмирующей ситуацией, постепенно нивелируя многие негативные стороны. Понимание психологического состояния взрослых, окружающих ребенка-инвалида, имеет практическую ценность для обеспечения более эффективных форм социально-педагогической помощи ребенку и его семье.
Сегодня исследованием проблем воспитания детей-инвалидов занимаются Алексеева Л.С., Айшервуд М.М., Багаева Г.Н., Безух С.М., Грачев Л.К., Дементьева Н.Ф., Исаева Т.Н., Ким Е.Н., Лебедева С.С., Мельникова Г.С., Усынина А.И. и другие отечественные ученые, однако данная проблема рассматривается с позиции медико-профилактических, психологических, организационно-управленческих требований. В этой связи актуальность нашей темы исследования заключается в обосновании необходимости социально-педагогической поддержки родителям, имеющим ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, позволил выявить и сформулировать следующее противоречие между существующими проблемами в семьях, имеющих детей-инвалидов и недостаточностью мер социальных служб по организации целенаправленной социально-педагогической поддержки членам семьи, воспитывающим ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Проблема исследования сформулирована следующим образом: каковы возможности социальных служб, в контексте социально-педагогической поддержки родителям, имеющим ребенка с ограниченными возможностями здоровья?
Цель исследования – раскрыть значимость социально-педагогической поддержки семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Объект исследования - семья, имеющая ребенка-инвалида.
Предмет исследования – процесс социально-педагогической поддержки родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи исследования:
Изучить проблему детской инвалидности как социальной проблемы.
Обозначить круг проблем семей, воспитывающих детей-инвалидов.
Раскрыть особенности социально-педагогической поддержки детей-инвалидов и их родителей.
Проанализировать возможности системы социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями.
Разработать программу поддержки семье, имеющей ребенка-инвалида.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что работа по социально-педагогической поддержке родителей, воспитывающих детей-инвалидов будет более успешна, если станет одним из приоритетных направлений социальной работы направленной на обогащение как воспитательного потенциала семьи, имеющей ребенка-инвалида, так и комплексной социальной помощи семье в целом.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, социально-педагогическое моделирование, наблюдение, анкетирование.
Методологическая основа исследования. Важное методологическое значение, в работе по данной теме имеют исследования отечественных ученых: Б.Г. Ананьева, П.К. Анохина, А.В. Брушлинского, Л.С. Выготского, А.Н. Леоньтьева, И.А. Камаева, М.А. Поздняковой, И.С. Кона и других.
К ведущим специалистам по
социальной работе с детьми-инвалидами и их семьями относятся: Л.В. Бадя, С.А.
Беличева, В.Г. Бочарова, В.А. Луков, А.В. Мудрик, А.М. Панов, П.Д. Павленюк,
Р.В. Соколов, Л.А. Темникова, Е.И. Холостова, А.Р. Маллер, Е.М.Мастюкова, Н.С.Морзова, Б.Ю. Шапиро, Е.Н.
Ким и многие другие.
Проблемы реабилитации ребёнка в условиях семьи рассматриваются Н.С.Моровой, В.В.Ткачёвой и др. В последнее время поднимаются вопросы взаимоотношения родителей и ребёнка-инвалида (Т.Н.Волковская и др.), отношения матери к ребёнку с отклонением в развитии (О.Б.Чарова, Е.А.Савина, Л.С.Печникова и др.), поднимается вопрос о психолого-социальной поддержке родителей детей-инвалидов (О. М.Высоцкая, Д.Ю.Мостовой и др.).
Элементы научной новизны и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем:
Сформированы теоретические представления об инвалидности как социальной проблеме.
Проанализированы характеристики семей, имеющих детей- инвалидов и выявлены их основные проблемы.
Практическая значимость исследования - материалы работы могут быть использованы при чтении лекций в ВУЗе, на курсах повышения квалификации работников социальной сферы, а также, непосредственно при проведении мероприятий, направленных на оказание поддержки родителям, имеющих детей-инвалидов и самих детей.
Еще по теме:
Планирование и учет учебного материала по плаванию
Планирование работы по плаванию осуществляется посредством разработки и систематического ведения следующих основных документов: годовой план-график; расписание занятий и программы спортивных соревнований и водных праздников; графики прохождения учебного материала по циклам, месяцам и неделям; поуро ...
Методика руководства двигательной деятельностью детей с разным уровнем да
на прогулке
Комплексная оценка ДА детей позволяет выделить три уровня ее развития. Наибольший процент среди дошкольников всех возрастов составляют дети со средним уровнем ДА. Они охотно выполняют разнообразные движения (ходьба в чередовании с бегом и прыжками; бег в разных направлениях с обеганием предметов, в ...
Анализ программного содержания по музыкальному воспитанию дошкольников
Коренное обновление содержания воспитания и обучения в дошкольных учреждениях обусловлено новой образовательной политикой суверенной республики Казахстан, направленный на возрождение духовной, культурной, созидающей роли системы образования в обществе. Новые социально-экономические отношения в стра ...
Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.