Изобразительное искусство, как средство развития воображения у младших школьников

Образование и педагогика » Развитие творческого воображения у младших школьников на занятиях изобразительным искусством » Изобразительное искусство, как средство развития воображения у младших школьников

Страница 2

Третья стадия - возникают чувства линии и формы. В ребенке пробуждается желание не только перечислить признаки конкретного предмета, но и передать формальные взаимоотношения частей. Здесь мы еще замечаем смесь формального и схематичного изображения, но уже есть зачатки изображения, похожего на действительность. Основные темы рисунков – дома, животные, люди. Все динамично, узнаваемо, за счет существенных деталей и лаконичных средств выразительности. Эта стадия длительна, она развивается от примитивных схем до более существенного содержания.

Четвертая стадия - «реалистическая» стадия правдоподобных изображений. Она характеризуется постепенным отказом от схем и попытками воспроизвести действительный мир предметов. Это уже пластическое изображение. Части предмета изображаются выпукло при помощи распределения света и тени, появляется перспектива, передаётся движение.

При просматривании данных стадии видно, что рисование по наблюдению, которое является основой для всех остальных видов рисования, реальное изображение предмета, является только высшей и последней стадией в развитии детского рисунка. Чем объясняется это? Исследователь детского рисунка профессор Бакушинский попытался дать объяснение этому явлению. Первый период в развитии ребенка, согласно этому объяснению, выдвигает на первый план в восприятии ребенка двигательно-осязательную форму и тот же способ ориентировки в окружающем мире. Они являются первичными при сравнении со зрительными, и последние являются подчиненными двигательно-осязательным способом ориентации ребенка.

Как видим, воображение младшего школьника на первых порах характеризуется незначительной переработкой имеющихся представлений. Характерной особенностью воображения младшего школьника является его опора на конкретные предметы. Значительные изменения происходят и в самих образах воображения, создаваемых школьниками. Первоначально изображения людей и предметов по представлению отличаются бедностью и нерасчлененностью: 2-3 детали, 2-3 части. Постепенно образы становятся точнее, увеличивается количество деталей. Воссоздание целостного правильного образа, в основном, характерно для учащихся 3 классов. Причем, целостность образа зависит не только от осознаваемых признаков, но и от всего их композиционного расположения.

В образах, создаваемых младшими школьниками, ярко проявляется непроизвольность, неуправляемость их умственной деятельностью. Да и сам процесс изображения можно охарактеризовать следующим образом: ребенок сразу приступает к работе, может продолжительное время трудиться, не отрываясь от рисунка, редко его исправляет. Лишь иногда вносит исправления, обычно проявляет эмоциональность, интенсивность в работе. Исчерпав свои возможности, он решительно бросает рисовать. По своей инициативе обычно не возвращается к прерванному занятию.

В результате постоянной работы учителя, развитие воображения происходит по следующим направлениям:

Сначала образ воображения расплывчат, неясен, далее он становится более точным и определенным. Требуется опора на конкретный предмет или образ.

В образе отражается вначале только несколько признаков, а ко 2-3 классу гораздо больше, причем, существенных.

Происходит переработка образов, накопленных представлений ко 2 классу, образы становятся обобщеннее и ярче.

Вначале всякий образ воображения требует опоры на конкретный предмет, а далее развивается опора на слово. Именно оно позволяет школьнику создать мысленно новый образ.

При стимулировании творческой активности ребенка, необходимо выполнять следующие рекомендации:

Обеспечивать ребенку максимальную самостоятельность в творчестве. Не давать ему прямых инструкций, помогать действовать независимо.

На основе тщательного наблюдения определить сильные и слабые стороны детей.

Не сдерживать инициативы детей и не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно.

Стараться не торопиться с суждениями о результатах творчества детей.

Предлагать детям возникшие у них проблемы решать творчески. Пробовать разные варианты.

Взрослый должен оказывать помощь, но не «руководить» ребенком, не регламентировать его творческую деятельность.

В процессе изобразительной деятельности необходимо учитывать основные принципы развития творческого воображения:

Прежде чем приступить к развитию у детей творческой деятельности, необходимо сформировать у них необходимые для этого речевые и мыслительные навыки.

Новые понятия должны вводиться только в знакомом содержании.

Содержание развивающих техник должно ориентироваться на личность ребенка и его взаимодействие с другими детьми.

В центре внимания должно быть овладение смыслом понятия.

Следует учить ребенка искать решение, учитывая, прежде всего возможные последствия, а не абсолютные достоинства.

Стимулировать детей к высказыванию собственных идей по поводу решения проблемы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Межпредметные связи на уроках зоологии
Использование межпредметных связей в процессе развития биологических понятий при изучении животных учащимися 7–8 классов направлено на формирование научного мировоззрения, политехническое образование и экологическое воспитание школьников. Учитель должен раскрыть системы экологических, морфолого-ана ...

Анализ программного содержания по музыкальному воспитанию дошкольников
Коренное обновление содержания воспитания и обучения в дошкольных учреждениях обусловлено новой образовательной политикой суверенной республики Казахстан, направленный на возрождение духовной, культурной, созидающей роли системы образования в обществе. Новые социально-экономические отношения в стра ...

Понятие величины. Измерение величин
Величина - неопределяемое понятие. Под величинами понимают свойства объектов, которые допускают сравнение (<, >, =) и которым можно поставить в соответствие некоторую количественную характеристику. Форма, цвет, материал - не являются величинами, т.к. они не допускают сравнения (например, нель ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru