Изобразительное искусство, как средство развития воображения у младших школьников

Образование и педагогика » Развитие творческого воображения у младших школьников на занятиях изобразительным искусством » Изобразительное искусство, как средство развития воображения у младших школьников

Страница 1

Изучив особенности развития творческого воображения младших школьников, в данном параграфе нам предстоит задача обосновать взаимосвязь изобразительной деятельности и активного творческого воображения в процессе учебной деятельности. Развивать воображение можно разными путями, но обязательно в такой деятельности, которая без фантазии не может привести к желанным результатам. Изобразительная деятельность является подходящим средством для развития воображения, так как она доступна для учащихся младших классов и увлекает их. Как известно, младшие школьники в процессе рисования часто общаются с увлекающими их образами, разговаривают с ними и с удовольствием рассказывают о них. Искусство занимает лидирующее место среди различных средств формирования и развития воображения. Оно не только позволяет переживать ребенку чувства прекрасного, но и может стимулировать развитие таких личностных характеристик, как самосознание, мышление и воображение, которое и является предметом нашего подробного изучения.

Творческая природа искусства, эвристические характеристики художественной деятельности (многообразие «картин мира», приоритеты новизны, оригинальности, уникальности, неограниченная свобода действий и индивидуальных проявлений, ассоциативно-образная природа, эмоциональная выразительность) соответствуют природе детства и возрастным особенностям детей младшего школьного возраста, для которых характерна художественная по своей сути картина мира, «эффект новизны», образная основа мышления, роль воображения в развитии высших психических функций, позитивное отношение к художественным формам познания (игре, метафоре,драматизации, сказке). Вместе с тем возможности, педагогический потенциал искусства в развитии общих способностей к творчеству еще далеко не исчерпаны.

Ключ к художественному развитию ребенка – тематическое рисование. Именно здесь дети должны действительно «творить», создавая целые миры на бумаге. Им приходится рассуждать, осмысливать свои идеи и чувства, выбирать соответствующие средства для их выражения. Тематическое рисование, являясь одновременно рисованием по представлению, прекрасно соответствует возрасту учащихся начальной школы и хорошо воспринимается ими. В качестве сюжета могут быть предложены сказки и мифы, представляющие собой благодатную тематику, интересную учащимся и дающую возможность приобщится к истокам человеческой культуры. Эта тематика являет нам блестящие примеры свободной игры воображения. Облако может быть ковром-самолетом, птицей, окрыленным кораблем и т. д. Наряду с тематическим рисованием, для развития воображения также используется и декоративное изображение, так как оно также позволяет активизировать учащихся в поисках и составлении новых элементов и орнаментов. Причем, на начальном этапе следует отдавать предпочтение условно-декоративному оформлению, что связано со сложностью передачи младшими школьниками пространства и объема. Каждое графическое изображение, будь то каракули ребенка, росчерк пера или гениальные графические эскизы художника, являются «документом», в котором отражена глубинная психологическая информация.

Рисование составляет преимущественный вид детского творчества и поэтому является наиболее доступным и эффективным средством развития воображения младших школьников. Ребенок в силу своих возрастных особенностей стремится создать конкретный образ для осмысления окружающего мира, эмоционально отзывается на художественные явления любого уровня, восприимчив к неречевым (динамическим) проявлениям чувств (экстросенсорное эмоциональное восприятие) и некритично относится к собственному рисунку. Все эти особенности позволяют развивать творческую личность через искусство, а конкретно – посредством рисования.

Для психолога, анализирующего изобразительную деятельность, интересными являются законы стадиального развития изобразительной деятельности, которые открыл Кершенштенер, производивший опыты.

Первая стадия – «доэстетическая» - марание, каракули, «игра» карандашом на бумаге. Ребенка здесь привлекает то, что составляет основу радости всякого творчества – из движений карандаша «что-то» созидается. Это «графическая игра», ритм, имитация себя. Этапы первой стадии: подражание, разглядывание, рисование, повторение, орнамент, появление изображения.

Вторая стадия – примитивные изображения, овладение формой (неровные круги, углы, отрезки). Эти формы по мере овладения ими – становятся для ребенка «проводником мыслей, настроений, приобретают место в системе выразительных движений». На этой стадии рисунок символичен. Существенным отличием этой ступени является то, что ребенок рисует по памяти, а не с натуры. Он рисует то, что знает о вещи, то, что кажется ему существенным. Рисунок получается несообразным, неправдоподобным. На этой же ступени мы можем встретить и «рентгеновский» рисунок (например, просвечивание тела через одежду).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Технология модульного обучения
В современном Казахстане идет становление своей, национальной модели образования. Этот процесс сопровождается изменением образовательной парадигмы. На смену старому содержанию образования идет новое; традиционная объект-субъектная педагогика Я.А. Коменского, И. Гербарта заменяется иной, обращенной ...

Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ
Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. Достижением первых семи лет является становление самосознания: ...

Идея свободы и сотрудничества
"Почти все педагоги смотрели на класс с кафедры, искали способы, с помощью которых учителю удобнее учить. Он впервые взглянул на класс с другой стороны – с парты. Он искал способы преподавать так, чтобы ученику было удобно учиться" С.Соловейчик "Педагогика для всех" Процесс восп ...

Навигация

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru