Изобразительное искусство, как средство развития воображения у младших школьников

Образование и педагогика » Развитие творческого воображения у младших школьников на занятиях изобразительным искусством » Изобразительное искусство, как средство развития воображения у младших школьников

Страница 1

Изучив особенности развития творческого воображения младших школьников, в данном параграфе нам предстоит задача обосновать взаимосвязь изобразительной деятельности и активного творческого воображения в процессе учебной деятельности. Развивать воображение можно разными путями, но обязательно в такой деятельности, которая без фантазии не может привести к желанным результатам. Изобразительная деятельность является подходящим средством для развития воображения, так как она доступна для учащихся младших классов и увлекает их. Как известно, младшие школьники в процессе рисования часто общаются с увлекающими их образами, разговаривают с ними и с удовольствием рассказывают о них. Искусство занимает лидирующее место среди различных средств формирования и развития воображения. Оно не только позволяет переживать ребенку чувства прекрасного, но и может стимулировать развитие таких личностных характеристик, как самосознание, мышление и воображение, которое и является предметом нашего подробного изучения.

Творческая природа искусства, эвристические характеристики художественной деятельности (многообразие «картин мира», приоритеты новизны, оригинальности, уникальности, неограниченная свобода действий и индивидуальных проявлений, ассоциативно-образная природа, эмоциональная выразительность) соответствуют природе детства и возрастным особенностям детей младшего школьного возраста, для которых характерна художественная по своей сути картина мира, «эффект новизны», образная основа мышления, роль воображения в развитии высших психических функций, позитивное отношение к художественным формам познания (игре, метафоре,драматизации, сказке). Вместе с тем возможности, педагогический потенциал искусства в развитии общих способностей к творчеству еще далеко не исчерпаны.

Ключ к художественному развитию ребенка – тематическое рисование. Именно здесь дети должны действительно «творить», создавая целые миры на бумаге. Им приходится рассуждать, осмысливать свои идеи и чувства, выбирать соответствующие средства для их выражения. Тематическое рисование, являясь одновременно рисованием по представлению, прекрасно соответствует возрасту учащихся начальной школы и хорошо воспринимается ими. В качестве сюжета могут быть предложены сказки и мифы, представляющие собой благодатную тематику, интересную учащимся и дающую возможность приобщится к истокам человеческой культуры. Эта тематика являет нам блестящие примеры свободной игры воображения. Облако может быть ковром-самолетом, птицей, окрыленным кораблем и т. д. Наряду с тематическим рисованием, для развития воображения также используется и декоративное изображение, так как оно также позволяет активизировать учащихся в поисках и составлении новых элементов и орнаментов. Причем, на начальном этапе следует отдавать предпочтение условно-декоративному оформлению, что связано со сложностью передачи младшими школьниками пространства и объема. Каждое графическое изображение, будь то каракули ребенка, росчерк пера или гениальные графические эскизы художника, являются «документом», в котором отражена глубинная психологическая информация.

Рисование составляет преимущественный вид детского творчества и поэтому является наиболее доступным и эффективным средством развития воображения младших школьников. Ребенок в силу своих возрастных особенностей стремится создать конкретный образ для осмысления окружающего мира, эмоционально отзывается на художественные явления любого уровня, восприимчив к неречевым (динамическим) проявлениям чувств (экстросенсорное эмоциональное восприятие) и некритично относится к собственному рисунку. Все эти особенности позволяют развивать творческую личность через искусство, а конкретно – посредством рисования.

Для психолога, анализирующего изобразительную деятельность, интересными являются законы стадиального развития изобразительной деятельности, которые открыл Кершенштенер, производивший опыты.

Первая стадия – «доэстетическая» - марание, каракули, «игра» карандашом на бумаге. Ребенка здесь привлекает то, что составляет основу радости всякого творчества – из движений карандаша «что-то» созидается. Это «графическая игра», ритм, имитация себя. Этапы первой стадии: подражание, разглядывание, рисование, повторение, орнамент, появление изображения.

Вторая стадия – примитивные изображения, овладение формой (неровные круги, углы, отрезки). Эти формы по мере овладения ими – становятся для ребенка «проводником мыслей, настроений, приобретают место в системе выразительных движений». На этой стадии рисунок символичен. Существенным отличием этой ступени является то, что ребенок рисует по памяти, а не с натуры. Он рисует то, что знает о вещи, то, что кажется ему существенным. Рисунок получается несообразным, неправдоподобным. На этой же ступени мы можем встретить и «рентгеновский» рисунок (например, просвечивание тела через одежду).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Качество образования как объект управления
Методический инструментарий для оценки качества подготовки учащихся/студентов учреждений образования в большинстве субъектов Российской Федерации разрабатывают, как правило, сами образовательные учреждения на основе соответствующих государственных образовательных стандартов. Используемые оценочные ...

Методы и формы проведения педагогических советов
Типология педагогических советов по методам и формам Метод – это путь, способ продвижения к истине. Методы обучения и воспитания выступают как упорядоченные способы деятельности по достижению образовательных целей. Форма же трактуется как внутренняя организация содержания, как конструкция отрезков, ...

Особенности обучения шестиклассников истории средних веков
Основы развивающей системы обучения. Утверждение развивающей парадигмы в системе школьного образования обусловило изменения в методике преподавания, в частности преподавания истории Средних веков в 6 классе. Задачей учителя сегодня в большей степени является не преподнесение суммы знаний как таковы ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru