Совокупность функций межпредметных связей реализуется в процессе обучения тогда, когда учитель биологии осуществляет все многообразие их видов. В.Н. Максимова выделяет несколько видов: различают связи внутрицикловые (связи биологии с химией, физикой) и межцикловые (связи биологии с историей, трудовым обучением). Виды межпредметных связей делятся на группы, исходя из основных компонентов процесса обучения (содержания, методов, форм организации): содержательно-информационные и организационно-методические.
Содержательно-информационные межпредметные связи делятся по составу научных знаний, отраженных в программах биологических курсов, на фактические, понятийные, теоретические. В современном процессе обучения необходимо также осуществление философских и идеологических межпредметных связей, значительно повышающих воспитывающий потенциал биологического образования школьников.
1. Межпредметные связи на уровне фактов (фактические) – это установление сходства фактов, использование общих фактов, изучаемых в курсах физики, химии, биологии, и их всестороннее рассмотрение с целью обобщения знаний об отдельных явлениях, процессах и объектах природы.
2. Понятийные межпредметные связи – это расширение и углубление признаков предметных понятий и формирование понятий, общих для родственных предметов (общепредметных). К общепредметным понятиям в курсах естественнонаучного цикла относятся понятия теории строения веществ – тело, вещество, состав, молекула, строение, свойство, а также общие понятия – явление, процесс, энергия и др. Эти понятия широко используются при изучении процессов ассимиляции и диссимиляции. При этом они углубляются, конкретизируются на биологическом материале и приобретают обобщенный, общенаучный характер.
Биологическое образование школьников включает усвоение ряда систем понятий:
об уровнях организации живой природы (молекулярные структуры, клетка, организм, вид, биогеоценоз, биосфера), которые требуют связей с курсами химии, физики, физической географии, обществоведения;
эволюционных (эволюция, результаты эволюции и др.), также формируемых с опорой на знания из вышеназванных предметов;
экологических (о среде и факторах среды, о взаимосвязях организма и среды, о популяции как форме существования вида, о ее функционировании в природе, о биогеоценозе и др.), по своей сущности межпредметных генетических (наследственность, изменчивость, генотип, ген, фенотип и др.), позволяющих устанавливать связи общей биологии с математикой, с курсом основ информатики;
морфолого-анатомических (орган, строение органа, система органов, строение организма и др.), опирающихся на знания о составе и видах химических веществ;
физиологических (питание, дыхание, размножение, раздражимость и др.), для развития, которых также необходимы знания о физико-химических процессах и явлениях в живом организме;
прикладных, связывающих курсы биологии и сельскохозяйственного труда, этики и психологии семейной жизни и др.
Каждая система научных понятий в совокупности курсов биологии должна формироваться путем раскрытия связей между единичным, особенным и всеобщим, что требует усиления внутрикурсовых, внутрипредметных и межпредметных связей. Понятия развиваются последовательно в биологических курсах, каждый из которых содержит общебиологические, специальные научные и прикладные понятия. Специальные научные и прикладные понятия с помощью межпредметных и внутрипредметных связей учитель может поднять до уровня обобщенных. Круг межпредметных связей учитель должен определять в каждом конкретном случае с учетом их хронологических видов: предшествующие (опора на уже изученный по программе материал), сопутствующие (изучаемые одновременно темы), последующие или перспективные (связь с еще неизученными вопросами).
Ряд общебиологических понятий отражает такие сложные процессы живой природы, которые невозможно раскрыть даже на первом этапе их введения без привлечения физико-химических понятий. Так, понятие фотосинтеза сложилось в науке в результате изучения этого процесса физиологией растений и пограничными науками – биофизикой и биохимией. Оно рассматривается в разделе «Растения» 6 класса на уровне частных предметных представлений об образовании на свету в зеленых клетках растений крахмала из углекислого газа и воды. При этом устанавливаются связи с опорными химическими понятиями об органических и неорганических веществах, введенными при изучении природоведения, о реакции синтеза, а также о химическом действии света (перспективная связь с курсом физики). Физико-химическая сущность процесса фотосинтеза раскрывается перед учащимися в 11 классе. Этот процесс изучается в курсах общей биологии (с позиций общебиологического понятия об обмене веществ и всеобщего закона природы – сохранения энергии), физики (фотосинтез рассматривается как частный случай фотохимических реакций при изучении химического действия света), химии (при изучении углеводов как каталитическая реакция синтеза сложных органических веществ в природе). Здесь важно не дублировать материал, а создавать у учащихся обобщенное понятие фотосинтеза как цепи фотохимических реакций, которые начинаются с момента поглощения кванта света и заканчиваются сложными биохимическими и физиологическими процессами.
Еще по теме:
Первый этап подготовки ребенка к обучению грамоте – понимание
и овладение речью
Ребенок начинает понимать обращенную к нему речь уже на второй половине первого года своей жизни и это уже можно назвать первым этапом подготовки ребенка к обучению грамоте: правильной речи, чтению и письму. Ребенок усваивает связи между произносимыми словами, предметами и собственными действиями. ...
Особенности обучения шестиклассников истории средних веков
Основы развивающей системы обучения. Утверждение развивающей парадигмы в системе школьного образования обусловило изменения в методике преподавания, в частности преподавания истории Средних веков в 6 классе. Задачей учителя сегодня в большей степени является не преподнесение суммы знаний как таковы ...
Закономерности развития словарного запаса старших дошкольников в онтогенезе
Дошкольный возраст - период активного усвоения всех структур родного языка, уникальное время для становления и развития лексикона. Речь дошкольника формируется и развивается с нескольких сторон: фонетической, лексической, грамматической, которые выступают в тесном единстве, в то же время каждая из ...