Виды межпредметных связей в содержании обучения биологии

Страница 1

Совокупность функций межпредметных связей реализуется в процессе обучения тогда, когда учитель биологии осуществляет все многообразие их видов. В.Н. Максимова выделяет несколько видов: различают связи внутрицикловые (связи биологии с химией, физикой) и межцикловые (связи биологии с историей, трудовым обучением). Виды межпредметных связей делятся на группы, исходя из основных компонентов процесса обучения (содержания, методов, форм организации): содержательно-информационные и организационно-методические.

Содержательно-информационные межпредметные связи делятся по составу научных знаний, отраженных в программах биологических курсов, на фактические, понятийные, теоретические. В современном процессе обучения необходимо также осуществление философских и идеологических межпредметных связей, значительно повышающих воспитывающий потенциал биологического образования школьников.

1. Межпредметные связи на уровне фактов (фактические) – это установление сходства фактов, использование общих фактов, изучаемых в курсах физики, химии, биологии, и их всестороннее рассмотрение с целью обобщения знаний об отдельных явлениях, процессах и объектах природы.

2. Понятийные межпредметные связи – это расширение и углубление признаков предметных понятий и формирование понятий, общих для родственных предметов (общепредметных). К общепредметным понятиям в курсах естественнонаучного цикла относятся понятия теории строения веществ – тело, вещество, состав, молекула, строение, свойство, а также общие понятия – явление, процесс, энергия и др. Эти понятия широко используются при изучении процессов ассимиляции и диссимиляции. При этом они углубляются, конкретизируются на биологическом материале и приобретают обобщенный, общенаучный характер.

Биологическое образование школьников включает усвоение ряда систем понятий:

об уровнях организации живой природы (молекулярные структуры, клетка, организм, вид, биогеоценоз, биосфера), которые требуют связей с курсами химии, физики, физической географии, обществоведения;

эволюционных (эволюция, результаты эволюции и др.), также формируемых с опорой на знания из вышеназванных предметов;

экологических (о среде и факторах среды, о взаимосвязях организма и среды, о популяции как форме существования вида, о ее функционировании в природе, о биогеоценозе и др.), по своей сущности межпредметных генетических (наследственность, изменчивость, генотип, ген, фенотип и др.), позволяющих устанавливать связи общей биологии с математикой, с курсом основ информатики;

морфолого-анатомических (орган, строение органа, система органов, строение организма и др.), опирающихся на знания о составе и видах химических веществ;

физиологических (питание, дыхание, размножение, раздражимость и др.), для развития, которых также необходимы знания о физико-химических процессах и явлениях в живом организме;

прикладных, связывающих курсы биологии и сельскохозяйственного труда, этики и психологии семейной жизни и др.

Каждая система научных понятий в совокупности курсов биологии должна формироваться путем раскрытия связей между единичным, особенным и всеобщим, что требует усиления внутрикурсовых, внутрипредметных и межпредметных связей. Понятия развиваются последовательно в биологических курсах, каждый из которых содержит общебиологические, специальные научные и прикладные понятия. Специальные научные и прикладные понятия с помощью межпредметных и внутрипредметных связей учитель может поднять до уровня обобщенных. Круг межпредметных связей учитель должен определять в каждом конкретном случае с учетом их хронологических видов: предшествующие (опора на уже изученный по программе материал), сопутствующие (изучаемые одновременно темы), последующие или перспективные (связь с еще неизученными вопросами).

Ряд общебиологических понятий отражает такие сложные процессы живой природы, которые невозможно раскрыть даже на первом этапе их введения без привлечения физико-химических понятий. Так, понятие фотосинтеза сложилось в науке в результате изучения этого процесса физиологией растений и пограничными науками – биофизикой и биохимией. Оно рассматривается в разделе «Растения» 6 класса на уровне частных предметных представлений об образовании на свету в зеленых клетках растений крахмала из углекислого газа и воды. При этом устанавливаются связи с опорными химическими понятиями об органических и неорганических веществах, введенными при изучении природоведения, о реакции синтеза, а также о химическом действии света (перспективная связь с курсом физики). Физико-химическая сущность процесса фотосинтеза раскрывается перед учащимися в 11 классе. Этот процесс изучается в курсах общей биологии (с позиций общебиологического понятия об обмене веществ и всеобщего закона природы – сохранения энергии), физики (фотосинтез рассматривается как частный случай фотохимических реакций при изучении химического действия света), химии (при изучении углеводов как каталитическая реакция синтеза сложных органических веществ в природе). Здесь важно не дублировать материал, а создавать у учащихся обобщенное понятие фотосинтеза как цепи фотохимических реакций, которые начинаются с момента поглощения кванта света и заканчиваются сложными биохимическими и физиологическими процессами.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Культурный архетип, менталитет и национальный характер
Преподавателю высшей школы, на наш взгляд, абсолютно необходимо владеть основными понятиями культуры. Список этих понятий довольно обширен, однако необходимо заметить, что многие термины культуры так или иначе определяются, используются другими гуманитарными науками, такими как педагогика, психолог ...

Анализ информационной безопасности
Для оценки рисков будет использован комбинированный метод детально описанный в ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 13335-3-2007. Он основывается на проведении детального анализа рисков для систем и ресурсов, которые имеют важное значение для деловой деятельности предприятия и/или подвержены высокому уровню риска, дл ...

Проблема текста в современной науке
Двадцатый век открыл текст не только как лингвистическую и литературоведческую проблему, но как проблему философскую. Поль Рикер и Георг Гадамер рассматривали анализ текста как проблему философскую, с точки зрения понимания текста. Само понятие «текст» в современной науке многоаспектно, и в самом у ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru