Виды межпредметных связей в содержании обучения биологии

Страница 1

Совокупность функций межпредметных связей реализуется в процессе обучения тогда, когда учитель биологии осуществляет все многообразие их видов. В.Н. Максимова выделяет несколько видов: различают связи внутрицикловые (связи биологии с химией, физикой) и межцикловые (связи биологии с историей, трудовым обучением). Виды межпредметных связей делятся на группы, исходя из основных компонентов процесса обучения (содержания, методов, форм организации): содержательно-информационные и организационно-методические.

Содержательно-информационные межпредметные связи делятся по составу научных знаний, отраженных в программах биологических курсов, на фактические, понятийные, теоретические. В современном процессе обучения необходимо также осуществление философских и идеологических межпредметных связей, значительно повышающих воспитывающий потенциал биологического образования школьников.

1. Межпредметные связи на уровне фактов (фактические) – это установление сходства фактов, использование общих фактов, изучаемых в курсах физики, химии, биологии, и их всестороннее рассмотрение с целью обобщения знаний об отдельных явлениях, процессах и объектах природы.

2. Понятийные межпредметные связи – это расширение и углубление признаков предметных понятий и формирование понятий, общих для родственных предметов (общепредметных). К общепредметным понятиям в курсах естественнонаучного цикла относятся понятия теории строения веществ – тело, вещество, состав, молекула, строение, свойство, а также общие понятия – явление, процесс, энергия и др. Эти понятия широко используются при изучении процессов ассимиляции и диссимиляции. При этом они углубляются, конкретизируются на биологическом материале и приобретают обобщенный, общенаучный характер.

Биологическое образование школьников включает усвоение ряда систем понятий:

об уровнях организации живой природы (молекулярные структуры, клетка, организм, вид, биогеоценоз, биосфера), которые требуют связей с курсами химии, физики, физической географии, обществоведения;

эволюционных (эволюция, результаты эволюции и др.), также формируемых с опорой на знания из вышеназванных предметов;

экологических (о среде и факторах среды, о взаимосвязях организма и среды, о популяции как форме существования вида, о ее функционировании в природе, о биогеоценозе и др.), по своей сущности межпредметных генетических (наследственность, изменчивость, генотип, ген, фенотип и др.), позволяющих устанавливать связи общей биологии с математикой, с курсом основ информатики;

морфолого-анатомических (орган, строение органа, система органов, строение организма и др.), опирающихся на знания о составе и видах химических веществ;

физиологических (питание, дыхание, размножение, раздражимость и др.), для развития, которых также необходимы знания о физико-химических процессах и явлениях в живом организме;

прикладных, связывающих курсы биологии и сельскохозяйственного труда, этики и психологии семейной жизни и др.

Каждая система научных понятий в совокупности курсов биологии должна формироваться путем раскрытия связей между единичным, особенным и всеобщим, что требует усиления внутрикурсовых, внутрипредметных и межпредметных связей. Понятия развиваются последовательно в биологических курсах, каждый из которых содержит общебиологические, специальные научные и прикладные понятия. Специальные научные и прикладные понятия с помощью межпредметных и внутрипредметных связей учитель может поднять до уровня обобщенных. Круг межпредметных связей учитель должен определять в каждом конкретном случае с учетом их хронологических видов: предшествующие (опора на уже изученный по программе материал), сопутствующие (изучаемые одновременно темы), последующие или перспективные (связь с еще неизученными вопросами).

Ряд общебиологических понятий отражает такие сложные процессы живой природы, которые невозможно раскрыть даже на первом этапе их введения без привлечения физико-химических понятий. Так, понятие фотосинтеза сложилось в науке в результате изучения этого процесса физиологией растений и пограничными науками – биофизикой и биохимией. Оно рассматривается в разделе «Растения» 6 класса на уровне частных предметных представлений об образовании на свету в зеленых клетках растений крахмала из углекислого газа и воды. При этом устанавливаются связи с опорными химическими понятиями об органических и неорганических веществах, введенными при изучении природоведения, о реакции синтеза, а также о химическом действии света (перспективная связь с курсом физики). Физико-химическая сущность процесса фотосинтеза раскрывается перед учащимися в 11 классе. Этот процесс изучается в курсах общей биологии (с позиций общебиологического понятия об обмене веществ и всеобщего закона природы – сохранения энергии), физики (фотосинтез рассматривается как частный случай фотохимических реакций при изучении химического действия света), химии (при изучении углеводов как каталитическая реакция синтеза сложных органических веществ в природе). Здесь важно не дублировать материал, а создавать у учащихся обобщенное понятие фотосинтеза как цепи фотохимических реакций, которые начинаются с момента поглощения кванта света и заканчиваются сложными биохимическими и физиологическими процессами.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Тематика родительского собрания и его назначение
Выбор вида и формы родительского собрания зависит от его тематики и поставленных целей. Среди видов можно выделить: организационные (посвященные, например, предстоящей дальней экскурсии детей или подготовке к многодневному походу), собрания по плану психолого-педагогического просвещения (например, ...

Использование предметно-развивающей среды в развитии познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста
Выше мы описали проект предметно-развивающей среды, который разработали на основе результатов анкетирования родителей, воспитателей, наблюдения за детьми. С детьми экспериментальной группы мы начали проводить занятия, направленные на формирование познавательной активности. Для проведения данных зан ...

Формирование здорового образа жизни школьников как основа профилактики хронических заболеваний
Хронические заболевания - это заболевания внутренних органов, которыми люди болеют длительное время. Чаще всего излечиться от этих заболеваний невозможно, можно лишь добиться стойкой ремиссии - отсутствие обострений заболевания в течение длительного времени (иногда несколько лет). С некоторыми забо ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru