Принцип системности. (если контроль будет эпизодическим, то продуктивность его резко снижается)
Нами выделены этапы внутришкольного контроля.
1. Планирование.
Планирование ВШК осуществляется на основе локальных актов и с учетом результатов анализа работы педагогического коллектива.
2. Сбор информации.
Источники информации: урок, коллектив учащихся, классный журнал, дневник учащегося, ученические тетради, тематическое планирование учителя, учебная программа, контрольная работа, личные дела учащихся.
Методы контроля: наблюдение, проверка документации, опрос (устный, письменный, включая анкетирование), тестирование, оперативный разбор (анализ только что проведенного урока или мероприятия с его организаторами или участниками), ретроспективный разбор (оценка деятельности школы выпускниками прошлых лет, анализ вступительных экзаменов).
Способы сбора информации: использование листов контроля, различных таблиц, программ и схем наблюдений, тетрадей и журналов посещений.
3. Обработка информации и экспертная оценка.
При обработке информации и экспертной оценке полученных результатов используются формулы расчета показателей качества и оценочные шкалы.
4. Распространение информации.
Информация ВШК доводится до сведения учителей, по необходимости - до учащихся и их родителей на совещаниях при завуче, производственных совещаниях, педсоветах и родительских собраниях.
5. Хранение информации.
Итоги контроля оформляются в виде таблиц, графиков, диаграмм, тестовой аналитической информации. Хранение производится на бумажном и электронном носителе.
В процессе разработки была создана модель эффективной системы внутришкольного контроля, которая включает в себя необходимые требования к контролю.
Модель системы внутришкольного контроля
уровень |
| ||||||||||||||||
II уровень |
Контроль должен отражать и поддерживать общие цели школы |
Контроль должен соответствовать контролируемому виду деятельности, объективно измерять и оценивать то, что действительно важно |
Контроль необходимо обеспечивать с позиции действующих нормативов |
Контролировать по критическим точкам - особое внимание факторам, критическим для оценки степени выполнения плана |
Сосредотачивать контроль на существенных отклонениях |
Контроль должен быть действенным - существенно влиять на повышение эффективности труда педагога |
Контроль осуществлять своевременно и регулярно | ||||||||||
| |||||||||||||||||
Ш уровень |
Создание целостной системы информации социальный заказ школе; информация об особенностях и состоянии работы педагогического коллектива. |
Совершенствование компетентности, культуры проверяющего |
Создание объективных, точных и удобных для применения нормативов |
Изучение деловых и профессиональных качеств членов педагогического коллектива |
Не только уметь вскрывать недостатки, но и находить положительное, оценивать достижения |
Придание контролю общественного характера - привлечение руководителей МО, учителей, учащихся, родителей; изучение общественного мнения о школе. |
Создание продуманной системы морально-иатериального стимулирования |
Обеспечение научной организации труда | |||||||||
Еще по теме:
Психолого-педагогическая сущность эстетического воспитания
Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удово ...
Цели и задачи изучения физики
Основными целями изучения физики являются: 1. освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира; знакомство с основами фундаментал ...
Развитие лексики старших дошкольников с общим недоразвитием речи
При изучении особенностей лексики у детей с речевой патологией перспективным и значимым является психолингвистический подход, современные представления о процессе развития лексики, о различных аспектах её изучения, о развитии лексики в онтогенезе, о структуре значения слова, о семантических полях. ...