Функции и потенциал используемой формы работы

Образование и педагогика » Учебные задачи в преподавании истории » Функции и потенциал используемой формы работы

Страница 1

Учебные задачи, применяемые в обучении истории, выполняют несколько функций:

выявление знаний и умений;

проведение тренировочных упражнений для усвоения знаний;

организация поисковой деятельности для приобретения новых знаний и умений;

самостоятельная работа учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.

Рассмотрим их более детально.

При решении задач учащиеся глубже усваивают тот учебный материал, который входит в ситуацию задачи. Познавательные задачи в своей совокупности содействуют развитию познавательных возможностей учащихся и тем самым облегчают процесс углубленного усвоения учебного материалам целом.

Очевидно, что сравнению, доказательству, установлению связей между явлениями, оперированию понятиями нужно учить учащихся как и любому другому виду деятельности. Только на этой основе возможно развитие познавательной активности и самостоятельности.

Выполняя учебно-логическое задание, школьник не только овладевает умственными операциями, лежащими в его основе, но и переносит усвоенные способы логических действий в новые учебные ситуации, приобретает умения находить общие и специфические особенности предметов, устанавливать между ними причинно-следственные, условные, функциональные и другие виды связи, доказывать и обосновывать свои суждения, определять и защищать свое отношение, свою точку зрения на изучаемые факты, явления, события, оперировать понятиями, включать новые понятия в систему имеющихся понятий и т.д.

Практика показывает, что учебная задача может также являться средством контроля, пополнения знаний, средством всестороннего развития школьников, их способностей, вызывает положительные эмоции.

Вместе с тем, отдельные задачи, эпизодически включенные в учебный процесс, формируют не все, а лишь отдельные элементы творческой деятельности, поэтому требуется система, совокупность задач, предусматривающая постепенное усложнение познавательной деятельности учащихся. Сконструированные задачи различной степени трудности позволяют использовать их на разных этапах урока и во внеклассной самостоятельной работе с различными дидактическими целями, с учетом индивидуальных особенностей обучаемых. Кроме того, система познавательных учебных задач обеспечивает правильное соотношение фактического, обобщающего, теоретического материала и создает условия для активной мыслительной деятельности, разных уровней.

Учебные задачи способствуют выработке целостных представлений о той или иной эпохе, они прочно связывают отдельные факты, воссоздают исторические картины, помогают накапливать материал для характеристики различных событий, усваивать важнейшие исторические понятия. Поэтому при составлении учебных задач по истории огромное значение имеет отбор исторических фактов, имен, дат и группировка их с учетом логических связей и развития событий.

В истории, как и в гуманитарных предметах в целом, связь теории с практикой означает прежде всего анализ и теоретическое обобщение изучаемого, установление закономерностей, которые проявляются в конкретном материале и обнаруживаются в оценочной деятельности, осуществляемой учеником в ходе решения задачи, в умении извлекать социальные и нравственные уроки из анализируемых явлений, событий прошлого и современности. Решение задач такого типа способствует переводу знаний в идейные убеждения.

Важно отметить, что решение задач не только способствует закреплению знаний, применению их на практике, но и формирует исследовательский стиль умственной деятельности, вооружает методом подхода к изучаемым явлениям. Задачи выступают как адаптированная форма методов исследования, принятых в гуманитарных науках. Способы и. приемы решения каждого типа задач приближают учащихся к методам, которые используются в этих науках, приобщают школьников к элементарным методам научного исследования.

В целом можно отметить, что в процессе обучения проявляются многообразные функции познавательных задач. Основными из них являются управление умственной деятельностью школьников и накопление ими познавательного опыта. Обе эти функции преследуют цель овладения учащимися логическим аппаратом мышления и осознания своей умственной деятельности и развития их познавательной активности и самостоятельности.

Рассматривая потенциал учебных задач по истории, особо следует остановиться на их воспитательном значении. Оно состоит не только в их идейной содержательности. Если бы дело было только в этом, то без задач можно было обойтись: те же идеи могут быть преподнесены не в форме задач. Незаменимая другими средствами, воспитательная функция задач обусловлена прежде всего тем, что в процессе самостоятельного применения важных в воспитательном отношении идей, в процессе добывания знаний таких идей, в ходе самостоятельного поиска решения учащиеся убеждаются в действенности этих идей, в их истинности. Эти идеи становятся личным достоянием учащихся и их убеждением, ибо в ходе решения задач идеи становятся как бы следствием их собственной поисковой работы, результатом их собственного размышления. Убедив в важности, действенности одной части важных идей, мы помогаем распространить убежденность и на другие идеи, не ставшие объектом задач. Иначе говоря, применение задач крайне важно для формирования мировоззрения.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Роль личностно-ориентированного подхода в формировании у младших школьников мотивации к учению
Одним из двух главных компонентов целостного педагогического процесса является процесс обучения (учебный процесс) - сложный, уступающий, быть может, только процессам воспитания и развития. В современном понимании, по мнению исследователей, для обучения характерно упорядоченное взаимодействие учител ...

Краткая характеристика МБОУ СОШ №10 г. Новоалтайска
Педагогическая практика проходила с 09.09.2013 по 16.11.2013 в МБОУ СОШ №10 г. Новоалтайска. Данная школа находится по адресу: г. Новоалтайск, ул. Красноармейская, 20. По проекту – это школа-семилетка на 440 мест. 1 сентября 1952 г. школа открыла двери для первых своих учеников. Первые годы функцио ...

Методологическое обеспечение и организация исследования
Проанализировав литературу по теме исследования мы установили, что проблема организации логопедической работы по устранению различных видов ротацизма при дислалии в литературе освещена недостаточно. Нами проводилось исследование сформированности звукопроизношения у детей дошкольного возраста. В исс ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru