Проблема текста в современной науке

Двадцатый век открыл текст не только как лингвистическую и литературоведческую проблему, но как проблему философскую. Поль Рикер и Георг Гадамер рассматривали анализ текста как проблему философскую, с точки зрения понимания текста.

Само понятие «текст» в современной науке многоаспектно, и в самом узком значении его следует понимать как письменное сообщение, объективированное в виде письменного документа, состоящее из ряда высказываний, объединённых разными типами лексической, грамматической и логической связи, имеющее определённый моральный характер, прагматическую установку и соответственно литературно обработанное Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. Текст представляет собой сложную структуру многообразно соотносящихся и различающихся по своим качествам элементов. Текст является единицей высшего порядка, посредством которой осуществляется речевое общение. Он мыслится прежде всего как единица динамическая, организованная в условиях реальной коммуникации и, следовательно, обладающая экстра- и интралингвистическими параметрами.

Тексты делят на художественные и нехудожественные. Художественный текст – особым образом организованная система, обладающая целым рядом признаков. В работах ряда исследователей (Ю.М. Лотмана, И.Р. Гальперина, Л.Новикова, И.Я. Чернухиной, Н.С. Болотновой и др.) в качестве основных признаков текста названы цельность, связность, коммуникативная установка, системность и содержательность (информативность).

Все многообразие подходов к тексту сводят к трем основным: лингвистике текста, грамматике текста и стилистике текста. Лингвистика текста рассматривает текст как структуру, характеризующуюся признаками целостности и завершенности; грамматика текста - как систему, состоящую из сверхпредложенческих единств; стилистика текста изучает функционально-смысловые типы речи. В художественном тексте жизненный материал преобразуется в своего рода «маленькую вселенную», увиденную глазами данного автора

Художественный текст - продукт творческой деятельности автора по воплощению замысла. В художественном тексте может найти отражение как реальная, так и вымышленная действительность.

Художественный текст информативен, но преобладающей оказывается информация содержательно-концептуальная, частично вербализованная в тексте, и содержательно-подтекстовая, которая в тексте может быть не вербализована. Художественный текст строится по законам ассоциативно-образного мышления, нехудожественный – по законам логического мышления.

Существует несколько уровней прочтения текста, позволяющих сформировать читательское (и исследовательское) мнение с учетом ценностных ориентиров, личных знаний и опыта;

Первый уровень прочтения – вербально-семантический – предполагает понимание основного смысла слов, входящих в текст, и ориентирован на содержательно-фактуальную информацию (по И.Р. Гальперину) в тексте. Второй уровень прочтения предполагает обращение к глубинным связям слов в тексте и выявление индивидуально-авторских связей между явлениями и предметами. На этом же уровне читатель может установить связь данного текста с другими текстами, выявить непрокомментированные цитаты и установить их роль в тексте. Данный уровень прочтения ориентирован на содержательно-подтекстовую информацию в художественном тексте, поэтому важно обращение к разного рода тропам и стилистическим фигурам, индивидуализирующим авторский текст.

Третий уровень прочтения называют глубинным уровнем, так как результатом глубинного прочтения и понимания текста становится выход на авторский замысел, т.е. апелляция к содержательно-концептуальной информации текста.

В процессе работы над художественными текстами используются различные методы и приемы. Основными из них являются следующие:

- метод лингвистического комментирования;

- сравнительно-сопоставительный метод;

- семантико-стилистический метод;

- метод лингвистического эксперимента;

- количественно-статистический метод;

- метод разложения текста на уровни;

- метод концептуального моделирования.

Еще по теме:

Особенности национальных видов спорта РС
В последнее время в школах Республики Саха (Якутия) наметилась прогрессивная тенденция совершенствования педагогического процесса путем его обогащения этническими традициями, что предполагает усвоение детьми национально-культурных ценностей, воплощенных в традиционном мировоззрении этноса. Принятая ...

Задачи и содержание знаний о сезонных изменениях
Задачи и содержание знаний о природе, навыки и умения детей расширяются и усложняются от одной возрастной группы к другой. На каждой возрастной ступени совершенствуется достигнутое. Систематически знакомить детей с природой начинают впервой и второй младших группах. В этом возрасте важно, чтобы у д ...

Особенности развития ребенка-дошкольника
У ребенка с 3 до 7 лет жизни под воздействием обучения условные связи закрепляются и совершенствуются. Повышается физическая подготовленность, совершенствуются психофизические качества. Таким образом, понимание особенностей развития нервной системы ребенка позволяет педагогом посредством упражнений ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru