Лексико-стилистическая работа на уроке русского языка как средство повышения выразительности речи школьников

Образование и педагогика » Лексико-стилистическая работа на уроке русского языка как средство повышения выразительности речи школьников

Детская речь (особенности ее формирования и развития, механизмы речи, психология усвоения языка как средства общения и др.) всегда привлекала внимание исследователей. В настоящее время в научной литературе накоплен значительный опыт изучения развития речи детей разного возраста. В этом направлении большую роль сыграли труды Ф.И. Буслаева, К.Д. Ушинского, А.В. Миртова, В.А. Добромыслова, Т.А. Ладыженской, A.M. Пешковского, Г.О. Винокура, А.Н. Гвоздева, А.А. Леонтьева, Н.И. Жинкина, А.К. Марковой, М.Р. Львова, В.Н. Мещерякова и других исследователей. Основные положения работ этих ученых нашли отражение в школьной практике преподавания русского языка и зарубежной литературы.

Сегодня, как отмечают и специалисты, и общественность, речевая культура в Украине находится на низком уровне, обучение русскому языку происходит в сложной социокультурной ситуации: отмечается бурная либерализация норм литературного языка, активно в лексику его носителей проникают профессионализмы, жаргон, поэтому в образовательном стандарте по русскому языку и зарубежной литературе усилен аспект культуры речи. Особую роль в этом отношении выполняют предметы гуманитарного цикла, в частности, русский язык, литература, культура речи, риторика и др. Измерителем сформированности уровня коммуникативной компетенции учащихся выступают коммуникативные умения. Под коммуникативными умениями понимаются такие мыслительные действия учащихся, которые направлены на создание связных устных и письменных высказываний разных функционально-смысловых типов (описаний, повествований, рассуждений) и функциональных стилей.

Реализация компетентностного подхода к обучению литературе в школе (Е.А. Быстрова, А.Д. Дейкина, С.И. Львова) предполагает учет таких составляющих языковой личности, которые позволяютей активно использовать лексико-стилевое разнообразие языка.

Актуальность данной работы заключается в следующем:

Эмоциональный аспект способствует формированию устойчивого интереса к многообразию лесического состава языка как средству формирования выразительности речи.

Познавательный аспект предполагает ознакомление с творчеством Виктора Пелевина в процессе лексико-стилистического анализа повести «Желтая стрела».

Воспитательный аспект: формируя лексико-стилистическую компетентность как неотемлемую составляющую выразительности речи в процессе работы с произведениями современной литературы можно способствовать развитию духовного совершенства учащихся.

Объектом исследования данной работы является собственно формирование выразительности речи школьников как одна из важнейших проблем в методике преподавания русского языка.

Предмет исследования: педагогические условия формирования выразительности речи у старшеклассников в процессе работы с повестью Виктора Пелевина «Желтая стрела».

Гипотеза работы: формирование умений и навыков выразительности речи школьников будет эффективным, если лексико-стилистическая работа на уроках русского языка будет проводиться на материале ярких образцов современной художественной прозы и сопровождаться фундаментальными лексико-стилистическими наблюдениями.

Цель работы: теоретически обосновать и разработать педагогические условия формирования выразительности речи как важнейшей сотавляющей коммуникативной компетенции.

В соответствии с поставленной гипотезой и целью определяются следующие задачи работы:

1. Изучить методическую литературу по созданию условий для формирования выразительности речи старших школьников.

2. Определить педагогические условия формирования лексико-стилитических умений и навыков.

3. Разработать урок с использованием методов и приемов формирования коммуникативной компетенции в процессе изучения современной прозы.

Новизна работы заключается в том, что в ней будут раскрыты сущность и содержание формирования лексико-стилистической компетенции; выявлены эффективные формы и методы формирования коммуникативных умений и навыков у старшеклассников в процессе обучения русскому языку, основанные на принципах когнитивности, коммуникативности, текстоцентричности, системности и взаимосвязи, индивидуализации и дифференциации.

Материал данного исследования может быть использован при планировании работы с текстом на уроках руского язика в 11 классе.

Работа состоит из введения, 2-х глав, выводов к каждой главе, общих выводов и списка использованной литературы.

Глава 1 содержит характеристику особенностей лексико стилистического анализа как эффективного средства работы с художественным текстом. В главе 2 предлагается разработка урока с использованием методов и приемов формирования стилистической компетентности, направленного на повышение выразительности речи учащихся. В выводах обобщаются результаты исследования и намечаются перспективы дальнейшей разработки проблемы.

Еще по теме:

Характеристика возрастных особенностей младших подростков
В этом параграфе мы рассмотрим возрастные особенности детей младшего подросткового возраста, которые необходимо учитывать в процессе воспитания у них нравственных ценностей. Мы проанализировали возрастные особенности, исследуемые Л.И. Божович, Н.С. Лейтес, Д.Б. Элькониным, Д. И. Фельдштейном и Л. К ...

Теоретические основы чтения
В жизни современного человека чтение занимает значительное место. Чтение обогащает человека, позволяет ему глубже познавать окружающий мир. Оно предоставляет человеку неограниченные возможности познания нового. Чтение приобщает человека к культуре, искусству, знакомит его с жизнью других народов. В ...

Уважение к старшим у калмыков
У калмыков есть поучительные поговорки: "Старшего брата уважай на аршин, а младшего - на вершок", "У человека есть старшие, а у шубы - воротник". Этим моральным правилам следовали из поколения в поколение. Дети воспитывались в духе уважения и беспрекословного подчинения родителя ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru