Типология учебных исторических задач

Образование и педагогика » Учебные задачи в преподавании истории » Типология учебных исторических задач

Страница 7

на усвоение смысла общенаучных понятий;

способствующие системному усвоению отдельных видов знаний;

способствующие системному усвоению целостной дедуктивной теории.

Классификации, ориентированные на структуру содержания. Принципиальную важность для процесса обучения (который всегда протекает во времени) имеет способ структурирования содержания и расположение получаемых структурных единиц во времени их изучения.

В плане соотношения заданий с расположением единиц содержания во времени возникает еще одна классификация заданий: разделение их на мелкие и укрупненные.

Мелкие задания воплощают простые (мелкие) единицы содержания, располагающиеся последовательно относительно друг друга (эти единицы могут быть рядоположными или дистантными); укрупненные задания воплощают укрупненные единицы содержания, которые образуются за счет параллельного расположения компонентов содержания, находящихся в тесной взаимосвязи.

В отличие от обычных, мелких заданий укрупненные имеют более сложную внутреннюю организацию, обеспечивающую (как показывают проводимые в школе эксперименты) более эффективное усвоение изучаемого материала. В последнее время все настойчивее ставится вопрос о необходимости создания укрупненных заданий (теория и методика укрупнения дидактических единиц детально разработана П.М. Эрдниевым).

Поскольку сравнению, доказательству, установлению связен между явлениями, оперированию понятиями нужно учить учащихся как и любому другому виду деятельности и только на этой основе возможно развитие познавательной активности и самостоятельности, учебно-логические задания следует различать не только по степени сложности, способу выражения, но и делить на обучающие, т.е. направленные на овладение учениками логическими операциями, и развивающие, т.е. способствующие активизации их самостоятельной умственной деятельности в процессе раскрытия сущности изучаемых событий, явлений, предметов.

Основная цель использования учебно-логических заданий обучающего типа заключается в том, чтобы вооружить учащихся элементарными умениями и навыками оперирования логическим аппаратом мышления. Они применяются в тех случаях, когда школьники не владеют в достаточной мере той или иной логической операцией. Не требуя обстоятельного раскрытия положений логики, учебно-логические задания этого типа знакомят их с сущностью, структурой и особенностями логической операции.

Эффективность использования развивающего типа учебно-логических заданий зависит от того, умеют ли учащиеся сравнивать, доказывать, устанавливать разнообразные связи между предметами, оперировать понятиями. Смысл учебно-логических заданий второго типа заключается в том, чтобы, опираясь на логический аппарат, которым владеют учащиеся, повышать уровень их познавательной активности и самостоятельности.

Следовательно, выполнение учебно-логических заданий как обучающего, так и развивающего типа требует от учащихся и соответствующего овладения технологией мышления. Несоответствие между ходом обучения учебно-логическими заданиями и имеющимся у школьников логическим опытом их выполнения является движущей силой развития их познавательной активности и самостоятельности и, в целом, служит фундаментом для осознания учениками форм своего мышления.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Речевое и неречевое поведение учителя, исходя из требований к уроку
Поведение учителя нами рассматривается в двух планах: собственно речевом и неречевом. Речь учителя на уроке иностранного языка выполняет важную и ответственную функцию в учебно-воспитательном процессе, и, естественно к ней предъявляются высокие требования. Она должна быть грамотна, лаконична, выраз ...

Результаты экспериментальной деятельности по исследованию эстетического опыта у детей младшего школьного возраста
После завершения формирующего этапа нашего исследования, который предполагал повысить уровень эстетического воспитания, был организован и осуществлен второй констатирующий этап исследования, цель которого - выявить уровень сформированности эстетических качеств после реализации формирующего этапа. Б ...

Конспекты итоговых уроков по теме "Треугольники" для 7-9 классов
Обобщающий урок по теме "Признаки равенства треугольников" (По учебнику Погорелова А.В. Геометрия 7-11) Цель: повторить и систематизировать знания учащихся по данной теме; применить полученные знания для решения задач связанных с треугольниками; осуществить проверку полученных знаний. Пла ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru