Типология учебных исторических задач

Образование и педагогика » Учебные задачи в преподавании истории » Типология учебных исторических задач

Страница 5

Лингвистический метод.

Создание гипотезы, построение плана или способа ее проверки.

По мнению Ц.Л. Рупиной, познавательные задачи можно разделить на две группы:

Проверочно-тренировочные (сначала решаемые с помощью учителя, а потом видоизмененные для самостоятельной работы учащихся);

Поисковые (самостоятельно решаемые учениками и предусматривающие приобретение новых знаний).

Можно различать задания с полными и неполными данными, задания, рассчитанные на устное решение и письменно-графические. Познавательные задания могут быть сквозные, рассчитанные на выполнение на протяжении ряда уроков, или частные, связанные с изучением отдельного узкого вопроса.

Для построения системы заданий по предмету, позволяющей управлять познавательной деятельностью учащихся, нам, однако, особенно важно, найти классификацию заданий по способам их решения учащимися. Это дало бы возможность целеустремленно вооружать учащихся навыками умственной работы, необходимой для решения задач разного типа. Многочисленные психологические и педагогические исследования показывают, что наличие у школьников даже полного и правильного знания еще не обеспечивает возможности его эффективного использования. Необходимо учить школьников применению знаний, вооружая их многими общими и частными умениями и навыками. Для этого и необходимо знать характерные способы решения заданий.

По способу (характеру) логической деятельности учащихся выделяют следующие типы заданий по истории.

Задания на получение выводов по данным (или подразумеваемым) основаниям.

Задания на объяснение, истолкование фактов и явлений на основе конкретизации теоретических положений.

Задания на доказательство.

Задания на систематизацию.

Вычислительные задания.

Соответственно характеру деятельности выделяются следующие основные типы заданий:

задания рецептивного характера, направленные па усвоение знаний;

задания репродуктивного характера, направленные на применение знаний по образцу, в знакомой ситуации;

задания творческого характера, направленные на применение знаний в незнакомых ситуациях.

Задачи могут быть ориентированы в одних случаях на какой-либо из трех компонентов структуры самого задания, в других - на один из компонентов структуры процесса обучения, а именно:

на структурно-компонентный состав задания;

на деятельность ученика;

на деятельность учителя;

на содержание или структуру образования.

Классификации, ориентированные на структурно-компонентный состав задания (А.О. Бурдин, В.Е. Володарский и др.), имеют в своей основе один из трех следующих признаков: а) характер требования; б) состав исходных данных; в) способ решения.

Классификация по признаку «характер требования» включает задания на нахождение искомого, на конструирование, на доказательство. При разделении по признаку «состав исходных данных» имеется в виду три подвида заданий (задач): а) с необходимыми данными; б) с избыточными данными; в) с недостающими данными.

Как известно, чаще всего в обучении применяются задачи с необходимыми данными. Однако некоторые дидакты справедливо считают, что у учащихся следует вырабатывать умение не только пользоваться готовыми исходными данными, но и оценивать их необходимость и достаточность для решения конкретной задачи, отбрасывать избыточные данные, устанавливать отсутствие недостающих данных и добывать их самостоятельно (Э. Нурк, М. Ушаков и др.).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Особенности изображения орнаментального образа в рисунках детей 6-7 лет
Целью проведения констатирующего эксперимента является выявление знаний у детей об народных текстильных промыслах и об орнаментальном образе в рисовании Задачи констатирующего эксперимента: 1) выявить у детей элементарные знания о текстильных народных промыслах. 2) выявить возможность детей создава ...

Методы решения оздоровительных задач физического воспитания дошкольников
Эффективность физического воспитания дошкольников во многом зависит от правильного подбора методов физического воспитания. Выбор метода зависит от стоящих перед воспитателем задач, содержания воспитательно-образовательной работы, а также возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. В физическо ...

Методы и приемы преодоления упрямства детей в ДУ
Целью формирующего эксперимента является коррекция, преодоление упрямства у детей дошкольного возраста в дошкольном учреждении. После диагностик детей началась работа по устранению, сглаживанию упрямства у детей, которое проявляется в дошкольном образовательном учреждении. Для этого была определена ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru