Типология учебных исторических задач

Образование и педагогика » Учебные задачи в преподавании истории » Типология учебных исторических задач

Страница 6

Классификации, ориентированные на деятельность ученика, могут иметь в своей основе различные признаки:

степень сложности деятельности;

степень самостоятельности выполнения заданий;

языковые и речевые формы, в которых протекает деятельность ученика.

Учитывая важность специальной подготовки ученика к выполнению основной тренировочной деятельности (которая может быть достаточно сложной), многие авторы обращают внимание на необходимость предварительного выполнения специальных подготовительных (облегченных) заданий. В связи с этим различаются задания

предварительные (подготовительные);

основные.

Подобное разделение имеет место в целом ряде работ (А.Е. Дмитриев, М.И. Зарецкий, Ф.Ф. Нагибин, В.А. Онищук и др.). В тех случаях, когда подготовительные задания дифференцируются более детально, внутри этой группы может быть свое подразделение. Например, различают задания пропедевтические, вводные, пробные.

По признаку «степень самостоятельности выполнения заданий» выделяются задания классные и домашние. Если при выполнении заданий на уроке ученик в любой момент может получить помощь со стороны учителя, то домашние задания предполагают полную самостоятельность деятельности (проблему домашних заданий специально изучали П.М. Азарская, Г.А. Аракелян, С.Л. Мендлина и некоторые другие дидакты).

Разделение задании по речевой форме (устной, письменной) имеет место, например, в классификациях таких авторов, как Е.Я. Голант, Ф.Ф. Нагибин, С.В. Чавдаров и другие.

По степени трудности выполнения устные задания могут быть разделены на два подвида: а) с развернутым выполнением операций; б) со свернутым выполнением операций.

Классификации, ориентированные на деятельность учителя. Для управления деятельностью ученика учитель располагает специально разработанными системами задании, содержащимися в учебниках и учебных пособиях.

Для контроля за деятельностью ученика в арсенале учителя должны иметься контрольные, или проверочные, задания. Различие между тренировочными и контрольными заданиями проводится в классификациях таких авторов, как В.А. Онищук, Ф.Ф. Нагибин и другие.

Для внесения коррективов в деятельность ученика в арсенале учителя должны иметься специальные виды заданий. На необходимость подобных заданий справедливо указывает, в частности, М.И. Зарецкий, различая наряду с предварительными и основными заданиями дополнительные и вспомогательные. Цель дополнительных заданий - сохранить формируемое умение (навык), упрочить его; вспомогательные же задания служат для исправления обнаруженных недочетов в формируемых умениях и навыках учащегося.

Классификации, ориентированные на содержание изучаемого. В этом плане задания различаются прежде всего по их направленности на усвоение отдельных компонентов содержания образования. Здесь могут быть выделены четыре вида заданий:

задания на усвоение знаний;

задания на формирование умении и навыков;

задании на приобретение опыта творческой деятельности;

задания на приобретение опыта эмоционально-ценностного отношения к явлениям окружающей действительности.

Внутри каждой из указанных групп возможно дальнейшее деление. Так, в группе заданий на усвоение знаний можно выделить задания на усвоение предметных знаний и задания на усвоение методологических знаний. В первой из указанных групп задания могут быть подразделены следующим образом:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Методологическое обеспечение и организация исследования
Проанализировав литературу по теме исследования мы установили, что проблема организации логопедической работы по устранению различных видов ротацизма при дислалии в литературе освещена недостаточно. Нами проводилось исследование сформированности звукопроизношения у детей дошкольного возраста. В исс ...

Музыка как средство воспитания
Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству – необходимые условия формирования целостной личности. Достижению этой высокой цели во многом способствует и правильная организация музыкального воспитания детей. В эстетичес ...

Возрастные особенности младших школьников в контексте формирования мотивации учения
В психологической литературе анализ состояния мотивации дается с момента прихода ребенка в школу. Объективно этот этап развития ребенка характеризуется тем, что он впервые включается в новую социально значимую деятельность, важную не только для него, но и для окружающих. Широко известно, что к конц ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru