Выявление начального уровня сформированности познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста

Образование и педагогика » Предметно-развивающая среда как условие развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста » Выявление начального уровня сформированности познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста

Страница 14

Организованная таким образом личностно ориентированная среда в помещениях и на территории ДОУ стимулирует общение, любознательность, способствует развитию у детей таких жизненно необходимых социальных навыков, как инициативность, самостоятельность, творчество.

Среда группы, организованная с учетом индивидуализации пространства жизни ребенка, отличается динамизмом. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и навыки.

Преимущества данного индивидуализированного подхода над традиционным можно оценить благодаря сводной таблице 9, иллюстрирующей изменения, которые привносит в жизнь детей и педагогов данная инновация по реализации принципа индивидуализации предметно-пространственной среды ДОУ.

Таблица 9

Характеристика изменений в жизни детей и педагогов в ходе реализации принципа индивидуализации предметно-пространственной среды ДОУ

Цель образовательного процесса

Традиционный подход

Инновационный подход

Формирование знаний, умений и навыков

Развитие личности, общих и специальных способностей, компетентности детей и педагогов

Методы обучения

Преимущественно репродуктивные, построены по принципу от простого к сложному

Преимущественно продуктивные, построены с учетом индивидуальных и познавательных способностей ребенка

Педагогические средства

Преимущественно:

монолог педагога;

презентация знаний, умений и навыков;

фронтальный и групповой опросы детей

Преимущественно:

диалог и полилог;

актуализация имеющегося личностного опыта ребенка;

ориентация на имеющийся индивидуальный опыт;

совместные проекты (дети, родители, педагоги);

целенаправленное развитие познавательных способностей ребенка;

опытно-экспериментальная деятельность детей;

исследовательская деятельность;

творческие работы

Способы мотивации

Личные интересы, цели ребенка слабо задействованы в воспитательно-образовательном процессе. Привлекательность обучения связывается с подготовкой к школьному обучению и соответственно будущей успеваемостью или неуспеваемостью

Интересы, личные цели и ценности учитываются в воспитательно-образовательном процессе. Привлекательность обучения связывается в основном с получением удовлетворения, радости, проживания редких эмоций от решения загадок, раскрытия тайн, осуществления открытий, личностными достижениями, вовлеченностью в эмоционально насыщенные виды деятельности (игру, творчество, поиск), обеспечением самореализации, достижением социального признания и т. д.

Дидактические материалы

Рассчитаны на всех детей или на подгруппу в соответствии со степенью сложности. Готовит воспитатель

Рассчитаны на детей с различными познавательными склонностями и возможностями. Готовят дети, педагоги, родители

Тип взаимодействия

Субъект-объектные

Ребенок – объект педагогического воздействия

Субъект-субъектные

Ребенок в образовательном процессе сначала субъект своей активности, затем – собственного развития, в будущем – своей жизни

Основные функции воспитателя

Трансляция и формирование знаний, умений и навыков

Формирование и фасилитация познавательных процессов

Активность детей

Преимущественно по инициативе педагога

Собственная активность и инициатива детей

Роли детей

В большей степени исполнитель, презентатор, ведомый и т. п.

Широкий выбор ролей и позиций: исследователь, аналитик, автор, координатор, художник, критик и т. д.

Образовательная технология

Складывается у педагога в соответствии с его собственным опытом обучения, профессиональным и личностным опытом. При кажущемся разнообразии средств приобретает статичный характер. Обеспечивается в рамках одной образовательной программы

Проектируется и варьируется с учетом потребностей сложившейся образовательной ситуации. Обеспечивается преемственностью образовательных технологий

Критерии эффективности

Преимущественно обученность детей

Преимущественно обучаемость и развитость познавательной сферы и личностного опыта

Страницы: 9 10 11 12 13 14 

Еще по теме:

Распределение родительских ролей по уходу за детьми с ограниченными возможностями
Нельзя изучать ребёнка с ограниченными возможностями в отрыве от семьи, и поэтому надо воспринимать все типы ролей и межличностных взаимоотношений в связи «ребёнок — мать — семья» (мать — отец, мать — ребёнок — инвалид, мать — здоровый ребёнок, отец — ребёнок-инвалид, отец — здоровый ребёнок, ребён ...

Обобщающий урок по теме "Равнобедренные треугольники. Высоты, медианы, биссектрисы треугольника"
(По учебнику Атанасяна Л.С., Бутузова Б.Ф. и др. Геометрия 7-9) Цель: закрепить, обобщить, систематизировать, оценить знания по данной теме. План урока: Организационный момент (2-3 мин). Актуализация знаний (3-8 мин). Тестирование (8-10 мин). Групповая работа (15-20 мин). Подведение итогов урока. П ...

Элитарное образование в России XIX в
В качестве чрезвычайно значимого периода развития элитного образования выступает период, продолжавшийся с 1762 года до завершения первой четверти XIX веков. Переход к периоду, обозначенному как «либерально-просветительский» совпал с началом царствования Екатерины Великой. Его окончание связано с во ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru