Механизмы и виды чтения

Страница 1

Говоря о процессе чтения, необходимо отметить, что чтение, как и любой другой процесс познания, имеет две стороны - логическую и чувственную. Стороны эти качественно различны, но функционируют в неразрывном единстве. Механизмы чтения связаны с обеими сторонами.

Первым компонентом в системе механизмов чтения является восприятие письменной речи, согласно ученому - методисту Е. И. Пассову. Восприятием текста мы вслед за профессором Б. В. Беляевым будем считать чувственное понимание, ограниченное деятельностью первой сигнальной системы. Восприятие устной и письменной речи связано с непосредственным воздействием ее физических свойств на органы чувств, протекающие в единстве с воздействием на читателя или слушателя ее смыслового содержания. Получивший зрительные сигналы должен преобразовывать их в мысли на основе знания системы значений соответствующего языка и своего жизненного опыта.

Буквы, говорит профессор 3. И. Клычникова, являются как бы пусковым механизмом, под воздействием которого начинается физиологический процесс возбуждения в органах зрения.

Следует отметить, что объем информации, получаемый при чтении, в 1,21 раза больше, чем, например, при аудировании. Это объясняется большей пропускной способностью зрительного канала и фактом создания своего темпа чтения.

Прием через зрительный канал обуславливает работу механизмов антиципации, поскольку каждый вид речевой деятельности располагает своими опорными признаками, зависящими от канала связи. Имеется ввиду не антиципация содержания (хотя это, конечно, важно), а антиципацию структуры, главным образом, на уровне фразы. На наш взгляд этот механизм - один из главных для чтения. Неразвитость механизма структурной антиципации фраз всегда является причиной медленного чтения и, главное, непонимания смысла той или иной фразы, даже если все слова читателю знакомы. Ученики должны быть вооружены алгоритмами распознавания и антиципации всех структур языка.

Как уже говорилось, темп чтения устанавливает сам читающий, поэтому он может вернуться к предыдущим языковым знакам, вновь осмыслить их. Такая возможность благоприятна для функционирования механизма догадки. Заметим, что функционирование всех перечисленных механизмов немыслимо без предельной активности читающего.

Не менее важен для чтения и механизм логического понимания. Опираясь на зрительный образ, гораздо легче осуществлять членение текста на смысловые куски и осмыслять их, проделывать анализ.

Начальный этап обучения чтению происходит обычно в громкой речи. Эффект проговаривания способствует формированию внутренних обобщенных схем, является основой формирования внутренней речи.

Следующий механизм - это механизм внутреннего речевого слуха. Мы как бы слышим внутри себя то, что читаем.

Таковы психофизиологические механизмы чтения согласно ученому - методисту Е. И. Пассову.

Виды чтения:

· Ознакомительное

· Поисковое

· Просмотровое

· Аналитическое

· Синтетическое

· Изучающее.

Рассмотрим данные виды чтения. Предметом внимания при ознакомительном чтении становится все произведение без установки на получение какой - либо определенной информации. Результатом является построение комплексных образов читаемого. Следовательно, данный вид чтения способствует развитию образного мышления.

Целью поискового чтения является - найти конкретную информацию для использования ее в дальнейшей деятельности. Этот вид чтения развивает и образное и словесно - логическое мышление.

Целью просмотрового чтения является получить самое общее представление о содержании текста, что ведет к развитию как образного, так и словесно - логического мышления.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Проблема проявления креативных способностей в системе традиционного образования
В связи с таким пониманием нами креативных способностей, можно смело утверждать, что творческость и ее развитие в системе традиционного образования отсутствует, по крайней мере, ее целенаправленное развитие. Происходить это будет до тех пор, пока в школе не будет задан соответствующий принцип постр ...

Взаимосвязь педагогических концепций Жан-Жака Руссо и Льва Николаевича Толстого
В прошлом успешность воспитательной системы зависела от того, как ей удавалось передать знания, учения, навыки, ценности новому поколению. Сейчас же ввиду очень быстрых научно - технических, культурных, бытовых изменений воспитательная система может быть оценена, по всей видимости, по тому, как под ...

Задачи музыкального воспитания детей
Исходя из целей музыкального воспитания, музыкальная педагогика ставит перед собой следующие задачи: развивать музыкальность ребенка; обучить детей певческим и музыкально-ритмическим умениям и навыкам; воспитывать способность воспринимать, чувствовать и понимать музыку; развивать художественно-твор ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru