Использование комплекса средств искусства в эстетическом воспитании младших школьников

Образование и педагогика » Влияние эстетического воспитания на формирование чувств и эмоций младших школьников » Использование комплекса средств искусства в эстетическом воспитании младших школьников

Страница 1

Эстетическое воспитание учащихся происходит в процессе всей учебно-воспитательной работы. Учебный труд, производственная практика, общественно-полезная работа, туристические походы по родному краю, культура труда и быта – все это наряду с теоретической подготовкой к профессии и формированием морального облика учащихся может быть использовано и для их эстетического воспитания. Мы в своем исследовании останавливаемся на искусстве, как основном средстве, позволяющем наиболее успешно решать все изложенные выше задачи эстетического воспитания.

«Ни музыка, ни литература, ни какой другой вид искусства в настоящем смысле этого слова, - говорил П.И. Чайковский, - не существуют для простой забавы, они отвечают более глубоким потребностям человеческого общества, нежели необыкновенная жажда легких развлечений». Правдиво изображая действительность, создавая яркие образы положительных героев, литература и искусство формируют у учащихся эстетические вкусы и взгляды, учат их понимать прекрасное в произведениях искусства и в жизни, способствуют развитию художественных потребностей и задатков.

В ходе подготовительного этапа опытно-экспериментальной работы нами было сделано следующее:

Проанализированы учебные программы по курсам «Музыка», «Изобразительное искусство и художественный труд».

Проанализирована работа учителей предметов художественного цикла, которая была выявлена в ходе беседы.

Подобран наглядный материал (репродукции картин), музыкальный материал, разработаны и подготовлены уроки и внеклассные занятия, направленные на более полное и глубокое знакомство младших школьников с искусством.

Спланировано посещение городского краеведческого музея и художественной выставки «Вернисаж».

Эта работа привела к следующим результатам.

Искусство как средство эстетического воспитания в начальной школе реализуется на уроках художественного цикла (музыке, изобразительном искусстве, литературном чтении). В ходе анализа работы учителей-предметников была выявлена следующая особенность. На уроках изобразительного искусства предпочтение отдается, прежде всего, преподаванию изобразительной грамоты, то есть рисованию; на музыке – хоровому пению; на чтении – выразительному чтению, то есть совершенствованию практических навыков. Совсем не уделяется внимание познанию самих художественных произведений, а если это и происходит, то лишь на поверхностном уровне. В теоретической части мы отмечали, как важно правильно подходить к восприятию художественного произведения. Мнения педагогов и искусствоведов по этому вопросу нам известны: «Потенциальные возможности художественного произведения необозримы. В результате длительного общения с произведениями искусства развиваются не только те стороны личности школьника, которые питаются в первую очередь образно-эмоциональным содержанием произведения искусства – эстетические чувства, потребности, отношения, вкус, но и формируется весь строй личности, личные и общественные представления, мировоззрение, складывается ее нравственный и эстетический идеал».

Кроме того, отсутствие на уроке художественного цикла теоретического материала об искусстве, его видах, представителях, художественных произведениях является, на наш взгляд, главным его недостатком.

Одним из выходов в данной ситуации мы видим во введении элементов искусствоведения в уроки и внеурочную работу художественного направления: музыку, изобразительное искусство, литературу. Этому посвящена следующая часть работы.

Таким образом, получив начальные посылки в ходе подготовительной работы, мы провели второй этап нашего исследования - формирующий эксперимент, который предполагал повысить уровень сформированности эстетических качеств у младших школьников.

Цель этого этапа - выявить возможности средств искусства в эстетическом воспитании младших школьников. Для этого было разработано внеклассное мероприятие по эстетическому воспитанию младших школьников «Поэтический образ зимы в творчестве русских поэтов и композиторов», где основным средством воспитания были произведения искусства (Приложение В). Разрабатывая такое мероприятие, мы заметили, что в литературе педагоги обращают внимание на некую особенность, которую нужно знать учителю при знакомстве детей с искусством. Оказывается, учителю самому мало знать сущность искусства. Учитель должен помнить и понимать, что он выступает посредником между ребенком и обширным прекрасным миром искусства. «Педагогическая задача учителя состоит в такой организации процесса познания искусства, которая способствует естественному и органическому проявлению собственных духовных сил ребенка» . Работа учителя по знакомству детей с искусством должна быть системной и правильно организованной. «Правильная организация урока предполагает: четкую постановку цели занятия, пробуждение у школьников интереса к теме урока, использование методов, активизирующих логическое и образное мышление, самодеятельность учащихся, а также их собственную оценочную деятельность, своевременную помощь слабым, благожелательное отношение учителя к ученику, справедливую оценку их деятельности». Планируя занятие, мы старались учитывать все представленные требования.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Содержание коррекционной работы , направленной на развитие словаря шестилетних детей с ОНР III уровня
В процессе организации формирующего эксперимента мы опирались на следующие принципы: -принцип воспитывающего обучения. Правильно организованный коррекционный процесс обучения оказывает влияние на формирование личности в целом. В ходе коррекционной работы вырабатывается произвольность поведения, про ...

Формы организации специального обучения
Обучение детей и взрослых с особыми образовательными потребностями начиналось как индивидуальное. В современной специальной педагогике индивидуальная форма организации обучения применяется в следующих случаях:когда обучающийся имеет тяжелые и множественные нарушения в развитии и в обучении и воспит ...

Техника безопасности при проведению занятий по плаванию в дошкольных учреждениях
Для правильного осуществления педагогического процесса по плаванию в дошкольных учреждениях необходимо соблюдать следующие правила техники безопасности. Во избежание травм и несчастных случаев на воде необходимо: - допускать к занятиям по плаванию только с разрешения врача; - тщательно следить за с ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru