Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы по эстетическому воспитанию второклассников на уроках чтении

Образование и педагогика » Эстетическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения » Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы по эстетическому воспитанию второклассников на уроках чтении

Страница 1

Новые хрестоматии по литературному чтению существенно изменили традиционно сложившийся список авторов, чьи произведения в течение многих лет изучались в начальной школе. В круг обязательного детского чтения вошли произведения Ф. Кривина, В. Голявкина, Г. Цыферова, Б. Емельянова, С. Воронина и др. Несомненно, что каждый автор заставляет учителя задуматься о методике изучения его творчества, о специфических эффективных приёмах анализа текста его произведений.

Проследим на примере изучения произведений конкретного автора, каким образом решается задача эстетического воспитания на уроках чтения во втором классе, и определим трудности, с которыми может столкнуться учитель, организуя работу по изучению произведений данного автора.

На наш взгляд, учитель может столкнуться с рядом трудностей, организуя работу по изучению сказок С. Козлова, которые довольно широко представлены в хрестоматии по литературному чтению «Любимые страницы» О.В. Кубасовой (в учебнике для второго класса, пять сказок).

Чаще всего с творчеством С. Козлова дети начинают знакомиться по мультипликационным фильмам («Ёжик в тумане», «Как Львёнок и Черепаха пели песню» и др.) Однако чтение сказки сопровождается совершенно иным восприятием и персонажей, и сюжета, и авторского замысла. Сказки С. Козлова содержат философский подтекст, они глубоко гуманны, их восприятие не может быть однозначным. Как правило, действующие лица в них повторяются (Заяц, Медвежонок, Ёжик), сюжет не развивается динамично, нет ярко выраженной кульминации. Диалоговая форма построения текста позволяет одним из основных средств создания образа персонажа сделать речевую характеристику. Авторские ремарки очень короткие, однако, весьма значимые, в них наблюдается удивительно тонкое использование глаголов речи (говорить, сказать, крикнуть, тараторить, спросить, разулыбаться и т.д.). Художественная деталь чаще всего создаётся с помощью повторения опорных слов в исходном виде и в виде слов-заменителей. Основные персонажи сказок добры, отзывчивы, самоотверженны, но самое, пожалуй, главное - им свойственны философский подход к жизни, желание разобраться в причине и следствии. С. Козлов не навязывает свою точку зрения читателю, не открывает её полностью. Он использует полутона. В сказках отсутствует категоричность, что объясняет субъективность их понимания и трудности восприятия.

В первой части упоминаемого выше учебника помещены две сказки С. Козлова: «В сладком морковном лесу», «Заяц и Медвежонок». Произведения имеют близкую тематику, они посвящены дружбе и её проявлениям. Восприятие этих сказок организуется автором учебника в основном на эмоциональном уровне: как таковой анализ текста отсутствует, задания подготавливают к выразительному чтению сказки по ролям (к драматизации). Такой подход оправдан, так как тексты данных сказок не требуют углубленного, содержательного анализа.

Однако три сказки, помещённые во второй части хрестоматии, на наш взгляд, требуют иной методики изучения, потому что без анализа содержательного плана теряется смысл их прочтения, да и подготовка к драматизации может происходить формально. Каждая их этих трёх сказок специфична и по художественному оформлению.

Первая сказка - «Правда, мы будем всегда?». Вопрос о быстротечности жизни, неминуемой смерти и вечности обычно не волнует семилетнего ребёнка. Однако он проявляет интерес к самому понятию «смерть», переживает её безысходность. Наблюдая природу, дети постепенно осознают, что всё в природе умирает, чтобы возродиться вновь. Герой сказки Ослик пытается провести аналогию между сменой времён года (лето «умрёт совсем ненадолго, а потом снова родится»), смертью и рождением. Он успокаивает умирающего Медвежонка: «Ты весной вырастешь снова». Надежда на возрождение согревает душу героям сказки и помогает маленькому читателю по-другому взглянуть на безысходность смерти.

Предложенные в методическом аппарате учебника три вопроса, несомненно, подобраны верно

1. Какие чувства вызывает эта сказка? Почему?

2. Найди и прочитай, во что верил Ослик.

3. Каким представляется тебе автор сказки?

Однако, пронаблюдав и проанализировав урок, посвященный изучению этой сказки, мы пришли к выводу, что этих вопросов недостаточно. При работе над тестом данного произведения могут быть использованы следующие вопросы задания:

Чего очень хотелось Ослику?

Найдите и прочитайте в тексте, как умирает и вновь рождается лето?

Что в природе так же умирает и рождается вновь?

Чем утешил Ослик своего умирающего друга?

Как вы понимаете смысл выражения «вселить надежду»? Можно ли считать, что Ослик вселил надежду в свою душу и душу Медвежонка?

Верите ли вы в то, что всё будет так, как сказал Ослик?

Как вы понимаете смысл заглавия сказки?

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Организация и проведение занятий на мелководье
Младшая группа В младшей группе обучение плаванию начинается с ознакомления ребенка с водой и ее свойствами: плотностью, вязкостью, прозрачностью. Продолжительность ознакомительного периода определяется возможностью ребенка безбоязненно и уверенно с помощью взрослого либо самостоятельно передвигать ...

Особенности звукопроизношения у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами
Нарушения звукопроизношения при минимальных дизартрических расстройствах имеют свой специфический механизм. Выраженные нарушения звукопроизношения при минимальных дизартрических расстройствах с трудом поддаются коррекции и отрицательно влияют на формирование фонематической и лексико-грамматической ...

Проблемы семей, воспитывающих детей-инвалидов
Семья, ближайшее окружение ребенка с ограниченными возможностями - главное звено в системе его воспитания, социализации, удовлетворения потребностей, обучения, профориентации. Материально-бытовые, финансовые, жилищные проблемы с появлением ребенка-инвалида увеличиваются. Жилье обычно не приспособле ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru