Эстетическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения

Образование и педагогика » Эстетическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения

Актуальность и значимость избранной темы выпускной квалификационной работы определяются тем, что в настоящее время отечественная педагогика ставит целью воспитания и обучения всестороннее развитие гармоничной личности. Но поставленная цель будет достигнута, если в процессе воспитания одновременно и целенаправленно учитываются все составные части воспитания, а именно: физические, нравственные, умственное, трудовое, эстетическое.

В целостном педагогическом процессе эти части переплетаются между собой, они тесно взаимосвязаны. Однако в разное время, на разных этапах развития общества на первое место выступают различные воспитательные задачи. Так, например, Я.А. Коменский первостепенным считал нравственное воспитание; Джон Локк – физическое; Жан Жак Руссо – естественное и свободное физическое, трудовое, нравственное. В советский период в России основными считались идейно-политические звенья – трудовое и нравственное.

В конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века в нашей стране в связи с перестройкой обострились проблемы, которые должны были решаться и в рамках учебно-воспитательного процесса. К числу основных направлений воспитания добавились экономическое и экологическое воспитание учащихся. На данном этапе развития общества актуальными стали правовое и сексуальное воспитание. Но для того, чтобы достигнуть цели воспитания, необходимо уделять внимание всем аспектам воспитания. К сожалению, сегодня наблюдается иная тенденция. Много внимания уделяется физическому, умственному, трудовому воспитанию, но часто незаслуженно отодвигается на второй план эстетическое и нравственное воспитание.

В этой связи проблемой исследования является вопрос: каковы условия, позволяющие решать задачи эстетического воспитания учащихся на уроках чтения во 2 классе?

Целью данного исследования является обоснование и проверка эффективности педагогических условий эстетического воспитания учащихся на уроках чтения во 2 классе.

Гипотеза: эстетическое воспитание в процессе обучения младших школьников чтению станет более эффективным при соблюдении ряда педагогических условий:

Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую, научно-методическую и учебную литературу по проблеме исследования.

2. Выявить приемы реализации эстетического воспитания младших школьников на уроках чтения.

3. Выявить исходный уровень эстетических представлений у учащихся 2 класса.

4. Разработать систему уроков чтения, нацеленных на решение задач эстетического воспитания младших школьников и проверить ее эффективность.

5. Проанализировать и обобщить полученные результаты.

В качестве методологической базы моего исследования выступали работы педагогов П.П. Блонского, Б.М. Неменского, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и др., в которых рассматривались проблемы реализации воспитательных задач в процессе обучения младших школьников; психологов В.А. Левина, П.Я Якобсона и др. по проблемам восприятия художественного произведения младших школьников. Я опиралась на труды методистов С.И. Абакумова, Ц.П. Балталона, С.М. Бондаренко, В.Г. Горецкого, Г.Г. Граник, Киященко, Л.А. Концевой, М.Р. Львова, М.И Омороковой, Т.С. Пичеоол, Н.Н. Светловской, О.В. Сосновской и др., в которых рассматриваются вопросы воспитания учащихся начальных классов в процессе обучения чтению.

Исследовательской базой мной избран 2 класс Кичкасской муниципальной средней школы Переволоцкого района Оренбургской области.

Для решения обозначенных задач мною выбраны следующие методы: наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент, анализ и обобщение полученных результатов.

Еще по теме:

Методические аспекты применения ИКТ на уроках геометрии в 7 классе
Интенсивное развитие современного общества ставит перед школой новые требования по модернизации и совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Информатизация образования - один из важнейших механизмов, затрагивающих все основные направления модернизации образовательной системы Именно на урока ...

Обобщающий урок по теме "Равнобедренные треугольники. Высоты, медианы, биссектрисы треугольника"
(По учебнику Атанасяна Л.С., Бутузова Б.Ф. и др. Геометрия 7-9) Цель: закрепить, обобщить, систематизировать, оценить знания по данной теме. План урока: Организационный момент (2-3 мин). Актуализация знаний (3-8 мин). Тестирование (8-10 мин). Групповая работа (15-20 мин). Подведение итогов урока. П ...

Сущностные характеристики предметно-развивающей среды как условия развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста
В последнее время к проблеме формирования учебной предметной среды обращаются многие авторы, раскрывающие ее многообразие, системный характер, особенности и специфику, дидактические функции, культурологическую роль. В условиях реформируемой системы образования, особенно ее дошкольного и начального ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru